« Назад

УзЛиДеП 11.12.2019 11:37

БЛАГОПРИЯТНАЯ ДЕЛОВАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ СРЕДА – ЗАЛОГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Движение предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократическая партия Узбекистана (УзЛиДеП) выступает сторонником активной инвестиционной политики, направленной на обеспечение занятия Узбекистаном места среди стран, привлекательных для ведения бизнеса и вливания инвестиций, стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли промышленности, налаживание производства конкурентоспособной продукции. В числе важнейших задач партии – содействие вхождению Узбекистана в ряд ведущих 50 стран мира по индексам «Ведение бизнеса», глобальной конкурентоспособности (GCI), инноваций (GII), конкурентоспособности промышленности. Для реализации этих задач партия располагает конкретным планом и предвыборной платформой. Ниже предлагаются мнения и суждения кандидатов от УзЛиДеП в депутаты Законодательной палаты Олий Мажилиса Республики Узбекистан.

Разработка стратегии «Налог-2025» – требование времени

Дильшод РАХМОНОВ, заведующий кафедрой «Финансы» Банковско-финансовой академии Республики Узбекистан:

– Главным критерием экономической политики нашего государства УзЛиДеП считает поступательное активное развитие конкурентоспособности страны, повышение качества жизни граждан и благосостояния семей.

Мы поддерживаем макроэкономическую политику, направленную на реализацию умеренной денежнокредитной политики, предусматривающей обеспечение высоких темпов экономического роста, сбалансированности Государственного бюджета, укрепления доходной части местных бюджетов, упрощения налоговой системы, стабильности финансового рынка. Единственным эффективным методом в решении этих задач служит дальнейшее углубление рыночных реформ.

Уместно отметить, что в результате осуществленных в стране реформ в течение последних пяти лет обеспечен рост объема валового внутреннего продукта. Как результат политики либерализации валютной сферы ожидается увеличение объема ВВП на душу населения в 1,5 раза относительно показателя 2017 года. То есть если в 2017 году объем ВВП на душу населения составлял 1163 доллара, то в 2019 году этот показатель может составить 1775 долларов (в 2018 году – 1533 доллара). В результате привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, либерализации сферы предпринимательства доля промышленности в ВВП составила в 2014 году 18,1 процента, а по итогам 2019 года ожидается рост этого показателя до 28 процентов (в 2018 году – 26,3 процента). Также можно проследить увеличение доли строительной индустрии в составе валового внутреннего продукта с 5,1 до 5,7 процента, сельского хозяйства – с 30,3 до 32,4 процента. В результате либерализации налоговой сферы, снижения налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства доля чистых налогов в составе ВВП обеспечена на 10–11 процентов.

В этой связи партия считает необходимым внести соответствующие предложения в новую редакцию Налогового кодекса и разработать стратегию «Налог-2025». В них будут отражены такие вопросы, как снижение налоговой нагрузки на экономические и хозяйствующие субъекты; гарантирование неизменяемости налоговых ставок на долгий срок и информирование налогоплательщиков об их изменениях за два-три года; обеспечение полного выполнения предпринимателями своих налоговых обязательств при полной защите их интересов.

 

Кодекс предпринимательства окажет позитивное воздействие на экономическую стабильность страны

Бахтиёр РУХИДДИНОВ, заведующий отделом исполнительного комитета Политического совета УзЛиДеП:

– В последние годы в стране проведена значительная работа по развитию предпринимательства. Часть этой работы связана с совершенствованием законодательства данной сферы, а еще одна часть – с ее либерализацией.

Согласно анализу, в результате проведенной работы с 1 января 2017 года до 1 октября 2019 года образованы 141,9 тысячи субъектов малого бизнеса. В настоящее время число действующих субъектов малого предпринимательства составляет 323 тысячи. Это значит, что в нашей стране на каждые сто человек населения приходится по одному субъекту малого бизнеса.

Здесь уместно привести цифры для сравнения: в Китае c населением почти 1,5 миллиарда человек по одному субъекту малого бизнеса приходится на 23 гражданина; в России с населением 147 миллионов человек – на 18 граждан; в Европейском союзе с населением 512 миллионов человек – на 17 граждан; в США с населением 327 миллионов человек – на девять граждан.

Итак, расчеты показывают, что для достижения уровня развитых стран по этому показателю нам необходимо увеличить численность ныне действующих предприятий в пять раз.

В этом смысле для дальнейшего развития предпринимательства партия считает необходимым организацию новых и обеспечение эффективности действующих свободных экономических зон, расширение их номенклатуры и географии путем стимулирования и содействия экспорту, создание необходимых условий для вхождения Узбекистана во Всемирную торговую организацию и другие экономические организации.

Следует признать, что в последние годы в результате практической работы по устранению бюрократических преград в сфере упрощены процессы регистрации субъектов предпринимательства, созданы возможности для проведения необходимых процедур за считанные минуты. Но все еще сохраняются проблемы, возникающие в осуществлении предприятиями своей деятельности, а это негативно сказывается на улучшении уровня жизни субъектов предпринимательства.

Причинами этого являются сложность правоприменительной практики в предпринимательстве, все еще сохраняющиеся бюрократические преграды, определенные трудности в порядке выдачи разрешений на отдельные виды деятельности.

При проведении описи законодательства установлено, что в настоящее время действует более 14 тысяч законов и подзаконных актов по упорядочению сферы предпринимательства. Гражданам, желающим начать предпринимательскую деятельность, довольно трудно ознакомиться с таким количеством документов, они могут просто запутаться в них. Следовательно, для развития сферы прежде всего необходимо совершенствовать ее правовые основы, систематизировать законодательные акты и создать единый правовой документ прямого действия.

В этой связи наша партия как движение предпринимателей в своей предвыборной программе выдвигает предложение о принятии единого кодекса предпринимательства с целью обеспечения возможностей для перспективного бизнеса, дальнейшего совершенствования и либерализации законодательства сферы с учетом наличия сотен правовых актов и согласно требованиям нынешнего времени. Кодекс предпринимательства целесообразно разработать совместно со всеми органами государственного управления, предпринимателями и при изучении опыта развитых стран.

Мы считаем, что в нем следует отобразить правовые основы предпринимательской деятельности, включая виды и формы субъектов предпринимательства, их права и обязанности, основные гарантии предпринимательской деятельности, критерии выдачи разрешений на осуществление видов деятельности и полномочные органы по их выдаче, упорядочение сферы предпринимательства со стороны государства, систему проведения регистрации, государственный контроль деятельности субъектов предпринимательства, экономические и социальные правила ведения предприниматель-ской деятельности, ограничение монополий и формирование здоровой конкурентной среды, систему качества товаров и услуг, участие субъектов предпринимательства во внешнеэкономической деятельности, государственную поддержку предпринимательской деятельности и льготы, систему правовых и экономических отношений между субъектами предпринимательства, порядок прекращения деятельности субъектов и другие вопросы.

Принятие этого документа окажет положительное влияние на дальнейшее развитие в стране предпринимательской деятельности, повышение уровня занятости и доходов населения, а также на экономическую стабильность республики.

Инвестиционный кодекс – залог защиты прав и законных интересов инвесторов

Атхам НАЗИРКУЛОВ, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан:

– Экономический рост, повышение доходов населения, создание новых рабочих мест и обеспечение благоустроенной жизни людей в стране неразрывно связаны с инвестициями. В целях поддержки инвесторов партия выступает сторонником создания Инс-титута инвестиционного омбудсмана, действующего совместно с бизнес-омбудсманом, формирования электронной базы готового инвестиционного пакета для иностранных инвесторов и разработки системы его представления, использования институтов «парламентской, партийной и бизнес-дипломатии» при привлечении инвестиций, развития механизма стимулирования товарооборота с соседними странами, расширения связей с ведущими международными и зарубежными финансовыми институтами, обеспечения эффективного использования привлеченных иностранных инвестиций.

Безусловно, наряду с проведенной за последние три года практической работой по привлечению инвестиций в страну мы приобрели и определенный опыт. Он показал, как нужно работать с инвесторами, в какие отрасли экономики важно вкладывать инвестиции, что нужно сделать для рационального использования сырьевых и трудовых ресурсов.

Актуальным вопросом в инвестиционном процессе является доверие инвесторов. А оно обеспечивается только при системной защите их прав законом.

Анализ показал, что инвестиционные процессы упорядочивают в основном три закона – «Об инвестиционной деятельности», «Об иностранных инвестициях», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» и более ста подзаконных актов.

Изменяемость действующих нормативно-правовых документов, множество необоснованных норм в законах, негативно воздействуя на инвестиционную среду, вызывают недоверие у инвесторов. Выявленные в ходе изучения проблемы, предложения инвесторов вызывают необходимость совершенствования законодательства сферы, его систематизации, целостности и приведения в форму, удобную для использования инвесторами.

В этом отношении у партии есть конкретное мнение: в целях формирования привлекательной инвестиционной среды, создания новых рабочих мест, расширения производства продукции с высокой добавленной стоимостью, повышения реальных доходов населения посредством унификации и совершенствования действующих законов и подзаконных актов следует разработать инвестиционный кодекс.

В инвестиционном кодексе, планируемом к разработке со стороны УзЛиДеП, следует наметить следующие приоритетные направления инвестиционной политики:

– уточнение задач и обязательств органов государственного и местного управления в формировании благоприятной инвестиционной среды;

– определение видов и форм инвестиций, инвесторов, внедрение системы учета процесса внедрения инвестиций;

– неукоснительное соблюдение принципов учета потенциала, сырьевых, трудовых ресурсов регионов при размещении инвестиционных проектов;

– уточнение в процессе инвестирования вопросов, связанных с выделением инвесторам земельных участков, свободных зданий, подсоединением с инженерно-коммуникационными сетями;

– отражение вопроса, связанного с предоставлением инвесторам права на проживание в Узбекистане;

– определение статуса специальных экономических и малых промышленных зон;

– предусмотрение приоритетов и свобод в валютных операциях, определение правил применения налоговых и других льгот за внедрение инвестиций.

 

Мы уверены, что принятие единого инвестиционного кодекса будет иметь особо важное значение для гарантированной защиты свободы инвестиционной деятельности, прав и законных интересов инвесторов, упорядочения связанных с инвестициями экономических и правовых отношений.