« Назад

Президент Республики Узбекистан 29.10.2019 14:12

ПРЕЗИДЕНТ СТРАНЫ ПРИЗЫВАЕТ НАС ВСЕХ ЖИТЬ ВО ИМЯ ВЕЛИКИХ ЦЕЛЕЙ, ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ УЖЕ ВИДНЫ НА ПРАКТИКЕ

В эпизоде одного старого фильма, в котором народный артист Узбекистана Хусан Шарипов мастерски исполнил песню «Ташкентская пиала», показано, как когда-то ташкентский фарфор был очень популярным, информирует УзА.

Действительно, о фарфоровой посуде с изображением хлопка знает весь мир. Тогда узбекский фарфор нельзя было представить без коллекций «Ок олтин», «Тонг», «Узум», «Товус» и других, произведенных на Ташкентском фарфоровом заводе. Продукция этого предприя­тия, начавшего работу в середине прош­лого века, экспортировалась во многие страны.

В большинстве случаев люди дарили гостям или на свадьбу фарфоровые комп­лекты с изображением хлопка. Это превратилось в традицию. Иностранные туристы забирали такую посуду в свои страны, потому что узбекский фарфор с изображением хлопка, как и наши тюбетейки, узнаваемы в любом уголке мира.

Вот как жители столицы описали введение в строй Ташкентского фарфорового завода.

Саъдулла Шомаксудов, активист махалли «Гулзор» Алмазарского райо­на, педагог-ветеран:

– На состоявшейся в прошлом году встрече с активистами схода граждан махалли «Иброхим ота» Президент страны выразил свое мнение по благоустройству района, улучшению качества жизни людей. В частности, он изложил свои планы о возрождении Ташкентского фарфорового завода, обеспечении занятости молодежи, восстановлении Ташкентской фабрики игрушек, начале строи­тельства предпринимательского центра «Olmazor business city» и отметил, что если выполнить эту работу, то народ будет благодарен нам. Честно говоря, мы подумали, что эти планы рассчитаны на несколько лет. Но как видите, спустя уже год заработал Ташкент­ский фарфоровый завод. Эти мысли я выразил на прошедшей на днях встрече Президента страны с ветеранами труда, работавшими на заводе. За всю историю не проводилась такая масштабная работа. Изложенные Президентом страны планы реализуются в кратчайшие сроки, разве можно не воодушевляться, не гордиться этим?

Возрождением Ташкентского фарфорового завода руководил «Алокабанк». Его представители нашли предпринимателя, готового вновь задействовать предприятие. Учредителем стал Шавкат Эралиев. Он несколько раз отправлялся с представителями банка в Китай, где ознакомился с деятельностью свыше десяти фарфоровых заводов, осмотрел оборудование компаний, производственные технологии. В результате был подписан договор о приобретении оборудования с компанией «Huanggang Huauao Zhongbo Klin Technology Co. Ltd.»,
имеющей богатый опыт в производстве технологий для выпуска фарфоровых изделий.

Неиспользуемое здание в Алмазар­ском районе было передано учредителю по нулевой стоимости с условием вложения 50 миллиардов сумов инвестиций и создания 300 рабочих мест. Предприниматель вложил инвестиции и начал работу. Сначала на заводе были трудоустроены 80 рабочих, из Китая завезли технологии.

Раньше производители фарфора привозили сырье и ресурсы из-за рубежа, что, естественно, снижало конкурентоспособность продукции. Поэтому при организации нового предприятия особое внимание уделялось использованию местного сырья. Для того, чтобы сырье полностью отвечало требованиям по качеству, совместно с кафедрой технологии силикатов и уникальных материалов Ташкентского химико-технологического инс­титута были проведены лабораторные исследования. В результате обнаружен запас сырья, которое качественнее импортного. Это месторождение Жерданак в Сурхандарьинской области. Добываемый здесь каолин может спокойно конкурировать с импортным сырьем.

Кудратулла Назруллаев, ветеран завода:

– На Ташкентском фарфоровом заводе я работал в разных должностях, начиная с обычного рабочего и кончая заместителем директора. В последние годы на этом заводе, который является единственным в Центральной Азии, выпускалось 37–38 миллионов изделий, а численность его работников составляла
5 тысяч 300 человек. Позже из-за приватизации завод закончил свою деятельность, что привело к кризису отечественной фарфоровой промышленности. В целях предупреждения этого, возрождения фарфоровой промышленности по инициативе Президента страны Шавката Мирзиёева в Сурхандарьин­ской области было создано предприятие «Сурхон Термиз чинни». Это предприятие, способное выпускать 9 миллионов фарфоровых изделий в год, удовлетворяло определенные потребности населения. С возведением Ташкентского фарфорового завода в отечественной фарфоровой промышленности началась вторая жизнь.

Новый завод производственной мощностью два с половиной миллиона штук фарфоровых изделий в месяц будет экспортировать 70 процентов продукции в Россию, Украину, Грузию, Азербайджан и страны Центральной Азии. Для этого продукцию нужно сделать востребованной, что требует привлечения зарубежных специалистов. Из Турции привлечен художник-оформитель, который поделится своим опытом с местными специалистами.

Гайрат Даминов, член секции прикладного искусства Академии художеств Узбекистана:

– На Ташкентском фарфоровом заводе работал художником больше 15-ти лет. Когда-то на заводе трудились самые лучшие художники, технологи и мас­тера. Созданные ими коллекции удостаивались золотых медалей на международных выставках. Сейчас изделия хранятся в Государственном музее прикладного искусства Узбекистана. В ходе ознакомления с заводом Президент страны отметил необходимость создания новых брендов на основе национальных орнаментов, сюзане. Мы, художники, воодушевились этим. С нашими подмастерьями направим все свои силы и энергию на то, чтобы в будущем наши нацио­нальные фарфоровые изделия вновь покорили мировой рынок.

Шахло Абдуллаева, начальник управления музеев Министерства культуры Республики Узбекистан:

– На протяжении многих лет на этом заводе выпускались сервизы и предметы утвари, которые пользовались популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом. После закрытия завода хранившиеся в его музее коллекции были отправлены в Государственный музей прикладного искусства Узбекистана и Государственный музей искусств. С возрождением завода организовали выставочный зал, вбирающий в себя свыше двух тысяч уникальных экспонатов. Проходящая в эти дни выставка продлится до конца этого года. Каждое изделие здесь – это произведение искусства. Каждый элемент на вазах и сервизах отражает богатую природу, архитектурные орнаменты нашей страны. Известно, что многие годы изображение хлопка было своеобразным брендом узбекского фарфора. На выставке представлены и самые древние образцы изображения хлопка, которые затем были усовершенствованы и появился один яркий орнамент хлопка. Вместе с ознакомлением молодых работников с историей завода этот музей призывает их воплотить в фарфоровых изделиях все свое мастерство.

Еще одна деталь – на новом заводе налажено сотрудничество «Образовательное учреждение – предприятие». То есть организованы места для прохождения практики студентами Ташкентского химико-технологического института, специальная лаборатория, оснащенная необходимым оборудованием, и отдельная аудитория. Это поможет гармонично развивать теоретические и практические знания молодежи. Вместе с укреплением полученных знаний студенты будут непосредственно участвовать в процессе производства.

В будущем планируется расширить предприятие, организовать кластер. Завод объединит предприятия по производству фарфоровых изделий, что будет способствовать расширению производства качественной продукции и повышению эффективности деятельности отраслевых предприятий. Самое глав­ное, завод сможет поставлять малым предприя­тиям сырье, полуготовую продукцию.

Новый завод, возведенный в созвучии с процессом масштабного обновления в нашей стране, останется в истории как символ возрождения еще одной отрасли. Это только начало. В будущем на предприятие будут привезены новые технологии, увеличится его мощность, дизайн изделий будет соответствовать международным стандартам. В результате Ташкентский фарфоровой завод вновь станет гордостью Узбекистана, изящно и мастерски изготовленные чайники, пиалы, касы, тарелки, ляганы, кувшины и другие национальные изделия, сувениры покорят мировой рынок.

Матназар ЭЛМУРОДОВ