« Назад

П о с т а н о в л е н и е Президента Республики Узбекистан  21.11.2019 14:44

О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ БИЗНЕС-СРЕДЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРАНЕ

В последние годы в Узбекистане критически пересмотрен ряд процедур с целью упрощения и стимулирования ведения предпринимательской деятельности, устранены устаревшие, не отвечающие сов­ременным требованиям бюрократические барьеры и препоны. В результате принятых мер улучшена деловая среда, в республике созданы широкие возможности для субъектов предпринимательства и частных инвесторов.

Такие положительные изменения сегодня широко признаются и авторитетными международными организациями. В частности, в отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса-2020» Узбекистан занял 69-е место, а по масштабу и эффективности проводимых реформ вошел в «топ-20» лучших стран-реформаторов в мире.

Вместе с тем встречи, проводимые с предпринимателями и инвес­торами, свидетельствуют о недостаточной осведомленности исполнителей на местах относительно сути и содержания проводимых реформ в данной сфере, ощутимом отставании в нормативно-правовых актах, наличии излишних бюрократических барьеров при оформлении отдельных лицензий и разрешений.

В целях дальнейшего улучшения бизнес-среды, продолжения начатых в стране реформ по предоставлению еще большей свободы предпринимательству, а также обеспечения правильного применения на местах принятых актов законодательства:

1. Строго предупредить руководителей всех уровней органов государственной власти и управления, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, города Ташкента, районов и городов о безусловном соблюдении ими требований статьи 53 Конституции Республики Узбекистан, а также Закона «О защите част­ной собственности и гарантиях прав собственников».

Установить, что инициирование вопросов по пересмотру и отмене результатов разгосударствления и приватизации, включая результаты оценки стоимости объектов государственными, в том числе контролирующими, правоохранительными органами и судами, квалифицируется как нарушение неприкосновенности частной собственности, такие дела не принимаются к рассмотрению.

Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан усилить надзор за неукоснительным соблюдением законодательства о защите частной собственности и гарантиях прав собственников, обеспечить неотвратимость ответственности, вплоть до привлечения к уголовной ответственности, должностных лиц уполномоченных государственных органов за инициирование пересмотра и отмены результатов разгосударствления и приватизации.

2. Указать руководителям Министерства строительства (Закиров), Министерства энергетики (Султанов), Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру (Абдуллаев), Центрального банка (Нурмуратов), Агентства по управлению государственными активами (Бекенов) на остающиеся низкими позиции рейтинга страны по соответствующим индикаторам ежегодного отчета «Ведение бизнеса» в результате недостаточности внедрения на практике проводимых реформ, в том числе по таким направлениям, как выдача разрешения на строительство, подключение к сетям электроснабжения, регистрация недвижимости, кредитование и разрешение неплатежеспособности.

Создать в каждом из вышеуказанных министерств и ведомств рабочие группы по доведению до исполнителей на местах реформ, проводимых в соответствующей сфере.

Возложить на данные рабочие группы задачи по доведению и разъяснению исполнителям на местах сути и содержания проводимых реформ, устранению практики неправильного применения актов законодательства, регулярному изучению мнения предпринимателей на местах, проведению инвентаризации ведомственных нормативно-правовых актов, принятых соответствующим органом, с выработкой предложений по внесению в них изменений исходя из сути осуществляемых реформ.

Рабочим группам по итогам каждого месяца вносить информацию о проделанной работе в Администрацию Президента Республики Узбекистан.

3. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) с 1 февраля 2020 года:

документы разрешительного характера и сертификаты, необходимые для осуществления экспортно-импортных операций, оформляются через таможенную информационную систему «Единое окно». При этом автоматизированные информационные сис­темы уполномоченных органов интегрируются с таможенной информационной системой «Единое окно»;

размеры платежей, взыскиваемых за проведение санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора, фитосанитарного и экологического контроля, устанавливаются по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан в пределах затрат уполномоченных органов на выдачу соответствующего документа;

создается возможность для юридических лиц направлять ответчику и экономическому суду исковое заявление и приложения к нему в электронной форме через персональный кабинет налогоплательщика;

б) с 1 октября 2020 года подключение к электрическим сетям электрооборудования мощностью до 140 киловатт осуществляется за счет средств акционерного общества «Региональные электрические сети» по желанию субъекта предпринимательства в соответствии с его запросом, подаваемым в центры государственных услуг, одновременно с заявлением на получение технических условий. Данные средства взыскиваются в течение одного года за счет надбавок к стоимости электроэнергии, потребляемой субъектами предпринимательства.

4. Отменить с 1 января 2020 года требования:

проверки задолженности по коммунальным услугам при нотариальном удостоверении по требованию одной из сторон договоров купли-продажи недвижимого имущества между субъектами предпринимательства – юридическими лицами;

предоставления непосредственно в бумажной форме в органы государственной налоговой службы налогоплательщиками заявлений после проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, – информации о земельном участке и ином недвижимом имуществе и его собственниках (владельцах);

взимания с субъектов предпринимательства платежей за оформление разрешений и сертификатов, необходимых для осуществления экспорта плодоовощной и текстильной продукции и изделий (за исключением хлопка).

5. Утвердить «Дорожную карту» по улучшению позиций Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» согласно приложению.

6. Министерству строительства совместно с Министерством юстиции, Министерством экономики и промышленности Республики Узбекистан, заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 января 2020 года внести проект правительственного решения, предусматривающего:

отмену порядка уведомления субъектами предпринимательства о начале строительно-монтажных работ, за исключением объектов строительства, финансируемых за счет централизованных источников;

направление центрами государственных услуг положительного заключения экспертизы по сейсмостойкости и пожарной безопасности объекта согласно проектной документации и информации об участниках строительства одновременно субъектам предпринимательства и территориальным инспекциям по контролю в сфере строительства для регистрации объекта;

наложение запрета на проведение строительно-монтажных работ при отсутствии положительного заключения экспертизы по объектам, за исключением случаев, установленных законодательством.

7. Министерству энергетики совместно с Министерством строительства, Министерством финансов и Антимонопольным комитетом в двухмесячный срок:

утвердить единую калькуляцию, предусматривающую установление сроков и предельной стоимости проведения строительно-монтажных работ, связанных с подключением к электрическим сетям электроустановок напряжением до 110 кВ, организациями, входящими в состав акционерного общества «Региональные электрические сети»;

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об упрощении и сокращении сроков процедур, связанных с рассмотрением, согласованием документов и проведением работ при подключении к системе электроснабжения.

8. Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Министерством финансов, Государственным таможенным комитетом, заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения, предусматривающего порядок возмещения Агентством продвижения экспорта расходов уполномоченных органов, связанных с оформлением необходимых разрешений и сертификатов для осуществления экспорта плодоовощной и текстильной продукции и изделий (за исключением хлопка).

9. Агентству «Узстандарт», Министерству здравоохранения, Государственному комитету ветеринарии и развития животноводства, Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Инспекции «Уздавкарантин» совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 февраля 2020 года:

завершить внедрение систем анализа рисков в автоматизированных информационных системах уполномоченных органов и на платформе таможенной информационной системы «Единое окно», позволяющих проводить выборочный санитарно-эпидемиологический и ветеринарный надзор, фитосанитарный и экологический контроль и оценку соответствия;

создать возможность оплаты услуг по проведению уполномоченными органами санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора, фитосанитарного и экологического контроля в электронной форме с переводом договоров в форму оферты.

10. Министерству транспорта, Государственному таможенному комитету, АО «Узбекистон темир йуллари», Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций и Министерству юстиции Республики Узбекистан:

в двухмесячный срок принять меры по ускорению процессов таможенного оформления путем внедрения порядка предоставления грузоперевозчиками в таможенные органы предварительной электронной информации, включающей в себя сведения о товаросопроводительных документах;

в срок до 1 апреля 2020 года совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами завершить работы по переводу в электронную форму процессов и платежей за оформление разрешения на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Узбекистан.

11. Министерству юстиции, Уполномоченному по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Президенте Республики Узбекистан, Центру экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан, Торгово-промышленной палате, Агентству по развитию малого бизнеса и предпринимательства в трехмесячный срок:

критически пересмотреть акты законодательства, регламентирующие систему лицензирования и выдачи разрешений, систематизировать и привести их в соответствие с современными требованиями;

внести предложение по устранению бюрократических барьеров при оформлении лицензий и разрешений с проведением инвентаризации и внедрением их альтернативных форм, в том числе уведомительного порядка.

12. Предупредить о персональной ответственности руководителей соответствующих министерств и ведомств за безусловное достижение целевых показателей, определенных постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 февраля 2019 года № ПП-4160 «О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса».

Министерству финансов совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект нормативно-правового акта, предусматривающий порядок применения мер стимулирования или ответственности в отношении министерств и ведомств исходя из улучшения либо снижения показателей рейтинга страны по индикаторам международных рейтингов, указанных в приложении № 3 к Указу Президента Республики Узбекистан от 17 января 2019 года № УП-5635.

13. Министерству юстиции, Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан:

совместно с Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Президенте Республики Узбекистан, Агентством по развитию малого бизнеса и предпринимательства и Антимонопольным комитетом обеспечить применение института «тайный покупатель государственных услуг» по таким индикаторам ежегодного отчета Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса», как получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности и международная торговля;

ежеквартально вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан отчет о результатах общественного контроля и применения института «тайный покупатель государственных услуг».

Установить, что институт «тайный покупатель государственных услуг» применяется по направлениям, указанным в данном пункте, в соответствии с требованиями постановления Президента Республики Узбекистан от 25 февраля 2019 года № ПП-4210 «О мерах по повышению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах».

14. Одобрить предложение Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан и Агентства государственных услуг об использовании и регулярном обновлении сайта businessinfo.uz в сети Интернет в качестве специального портала, отображающего подробную информацию по каждому индикатору ежегодного отчета Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса».

15. Агентству государственных услуг в срок до
1 апреля 2020 года создать на своем официальном веб-сайте раздел, автоматически отображающий сроки оказания государственных услуг в режиме реального времени, в том числе открытые сведения о заявлениях, сроки рассмотрения которых были нарушены, и ответственных ведомствах.

16. Согласиться с предложением Министерства инвестиций и внешней торговли, Министерства экономики и промышленности Республики Узбекистан о создании специальной секционной панели в рамках Ташкентского международного инвестиционного форума, проводимого в марте 2020 года с целью широкого ознакомления международного сообщества и иностранных инвесторов с возможностями ведения бизнеса в Узбекистане, а также обсуждения вопросов дальнейшего улучшения позиции республики в рейтинге «Ведение бизнеса».

17. Министерствам и ведомствам, ответственным за соответствующие индикаторы ежегодного отчета «Ведение бизнеса», в срок до 1 января 2020 года обеспечить представление в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет
Министров аналитических материалов, содержащих информацию о реформах, проводимых в соответствующих направлениях, аргументов и статистических данных, обосновывающих их реализацию на практике.

18. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством юстиции, Торгово-промышленной палатой, а также заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок утвердить и обеспечить осуществление плана проведения широкомасштабных пропагандистских работ о реформах, реализуемых по каждому индикатору ежегодного отчета Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса».

19. Министерству экономики и промышленности в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

Министерствам и ведомствам в двухмесячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

20. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р. А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – минист­ра финансов Кучкарова Д. А.

Президент Республики Узбекистан

Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

20 ноября 2019 года