« Назад

Защита прав и свобод граждан 27.08.2020 17:00

АВТОРИТЕТ И ПРЕСТИЖ ЛЮБОГО ГОСУДАРСТВА ОЦЕНИВАЕТСЯ СТЕПЕНЬЮ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ В ЭТОЙ СТРАНЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕЛОВЕКА, УВАЖЕНИЯ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ

В Республике Узбекистан право на свободу и личную неприкосновенность как одно из основных прав и свобод человека закреплено в ст. 25 Конституции: "Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании закона". Статья же 44 Конституции прямо закрепляет: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений".

Опыт большинства государств показывает, что без создания на национальном уровне эффективного механизма обеспечения и защиты прав человека, невозможно формирование справедливого гражданского общества и демократического правового государства. Реальное обеспечение личных прав и свобод человека  является предпосылкой устойчивого и динамичного развития любого государства.

В данном контексте проводятся преобразования и в нашей республике.

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистан до 2021 года важное и основное место отводится приверженности неукоснительной защите прав человека.

Всемерное обеспечение прав и свобод человека, гарантом которых является Президент Узбекистана, стал основным ориентиром осуществляемой в стране судебно-правовой реформы.

Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности» принятый  10 августа этого года  стал логическим продолжением осуществляемых в стране реформ, следующим этапом на пути обеспечения неотъемлемых прав и свобод человека.

Реализация данного Указа позволит достигнуть реального усиления состязательности сторон уголовного процесса, обеспечение активного участия защиты на стадии предварительного следствия, что в конечном итоге послужит качественному отправлению правосудия.

Одним из острых и сложных вопросов в действующем уголовном законодательстве, был и остается вопрос о допустимости мер воздействия при расследовании преступлений. И хотя нормы международного права, Конституция Республики Узбекистан и действующий уголовно-процессуальный закон ограничивают пределы такого рода воздействия, далеко не все вопросы, связанные с правовой регламентацией подобных ограничений, нашли свое однозначное разрешение.

Данным Указом предусматривается дальнейшее совершенствование деятельности по раскрытию преступлений, согласно которым получение заявлений, объяснений или показаний от подозреваемого, обвиняемого или подсудимого сотрудниками органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность, осуществляется на основании  письменного разрешения дознавателя, следователя, прокурора или судьи, в производстве у которого находится данное уголовное дело, и  исключительно при участии защитника (за исключением случаев отказа от защитника в установленном порядке), что позволит впредь исключить практику самооговора и оговора других  лиц в форме явки с повинной или заявлений о преступлениях, отбираемой сотрудниками органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность, от которой подсудимые в ходе судебного разбирательства зачастую отказывались, мотивируя это тем, что на них были оказаны меры физического или  психологического воздействия.

Устанавливается обязательное обеспечение встречи с адвокатом наедине лицу с момента его фактического задержания или фактического завершения оперативного мероприятия, связанного с его задержанием на месте преступления, либо с момента объявления лицу постановления о признании его подозреваемым до проведения связанных с ним процессуальных действий, что служит обеспечению одного из важнейших принципов уголовного судопроизводства - состязательности сторон.

Дополнительной гарантией обеспечения права на защиту явится  установление обязательного участия защитника при рассмотрении дел в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении особо тяжкого преступления, а также лиц, в отношении которых рассматривается вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, тогда как согласно действующему законодательству участие защитника обязательно по делам лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, за которые может быть назначено пожизненное лишение свободы, а лиц, в отношении которых рассматривается вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, если защитник участвовал в деле.

Данным Указом предусматривается дальнейшая либерализация уголовного законодательства путём внедрения института соглашения о признании вины, при котором, по некоторым категориям преступлений предусматривается заключение письменного соглашения с органами дознания и предварительного следствия и назначение судом наказания, не более половины размера и (или) срока максимального наказания, предусмотренного в соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Республики Узбекистан, в отношении лиц, явившихся с повинной, чистосердечно раскаявшихся, активно способствовавших раскрытию преступления и загладивших причиненный вред.

В судебной практике встречались случаи, когда невозможно было проверить  в суде показания свидетеля, потерпевшего, данные ими на  предварительном следствии в силу тяжёлого заболевания, длительного нахождения за границей, указом предусматривается внедрение порядка предварительного закрепления (депонирования) судом показаний свидетеля и потерпевшего с участием сторон на стадии досудебного разбирательства по уголовному делу.

Кроме того, указом поставлены задачи дальнейшего совершенствования  рассмотрения уголовных дел в суде.

Так, по действующему законодательству, если во время судебного следствия установлены обстоятельства, указывающие на совершение подсудимым преступления, по которому обвинение ему ранее предъявлено не было, правом на внесение в суд ходатайства о выявлении оснований для привлечения подсудимого к уголовной ответственности по новому обвинению, обладают только потерпевший и прокурор. Указом предусматривается внести изменения о предоставлении такого права всем сторонам по делу. Также предусматривается наделение всех сторон по делу правом на внесение в суд ходатайства о выявлении оснований для привлечения к участию в деле в качестве обвиняемого  лица, не привлечённого к ответственности, если во время судебного следствия будут установлены обстоятельства, указывающие на совершение преступления этим лицом.

Предусматривается расширение пределов применения института примирения. До сих пор очень часто из-за субъективной оценки следователем деяний подозреваемого, обвиняемого, суды не могли применить институт примирения даже после переквалификации их действий на статью Особенной части Уголовного кодекса, подпадающей под действие института примирения или если стороны примирились на стадии рассмотрения дела в вышестоящей инстанции.

Внесение изменений в законодательство с тем, чтобы  в случае изменения предъявленного лицу обвинения на статью или часть статьи Особенной части Уголовного кодекса Республики Узбекистан, подпадающие под действие института примирения, независимо от того, в какой судебной инстанции рассматривается уголовное дело послужит лицам раскаявшимся в содеянном, примирившимся с потерпевшей стороной остаться не судимыми.

Предусматриваемые указом запреты сотрудникам органов доследственной проверки, дознания и предварительного следствия склонять лицо к совершению противоправных действий и обвинять его в преступлении, совершенном вследствие такого склонения;

при наличии оснований для привлечения лица к участию в уголовном деле в качестве подозреваемого или обвиняемого (за исключением случаев, требующих проведения экспертизы или ревизии) допрашивать его в качестве свидетеля, а также получать от него какие-либо письменные или устные показания до разъяснения процессуальных прав подозреваемого или обвиняемого;

вызывать в правоохранительные органы и допрашивать близких родственников задержанного подозреваемого или обвиняемого в случае отсутствия оснований для привлечения их в качестве участников процесса;

сотрудникам органов дознания и предварительного следствия вызывать в правоохранительные органы или допрашивать подсудимого, потерпевшего, свидетеля, гражданского истца, гражданского ответчика и других участников судебного процесса в рамках уголовного дела, направленного в суд для рассмотрения по существу (за исключением случаев наличия связанного с ними уголовного дела, выделенного в отдельное производство, либо письменного поручения суда) позволит более полному обеспечению конституционных прав граждан на неприкосновенность личности, уважение чести и достоинства и других личных прав и свобод человека.

Сужение круга лиц, в отношении которых не допускается применение института примирения  и напротив расширение круга лиц, в отношении которых не допускается  применение меры пресечения в виде заключения под стражу, усиление персональной ответственности руководителей структур, уполномоченных проводить расследование уголовных дел, за неукоснительное соблюдение норм уголовно-процессуального законодательства о подследственности уголовных дел;

обеспечения  программного модуля, позволяющего осуществлять регистрацию заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях в электронном виде – всё это свидетельствует о  том, что национальное законодательство приводится в соответствие с общепризнанными международными стандартами, и реализуется конституционное установление судебной власти в качестве гаранта прав и свобод граждан. Имплементация в законодательство Узбекистана международных стандартов справедливого уголовного процесса, безусловно, является позитивным шагом, заслуживающим одобрения и всемерной поддержки.

Нодира БОБОХОНОВА,
судья Верховного суда Республики Узбекиcтан