« Назад

Рынок и потребитель 04.10.2019 11:05

О НАБОЛЕВШЕМ

Уже не первый год многие потребители недовольны ситуацией, связанной с газообеспечением, вернее не с ним, а с учетом потребления газа. Не раз высказывались критические замечания в адрес газоснабжающих организаций столицы со страниц прессы но, как говорится, «а воз и ныне там»…

Прежде всего надо задуматься о правомерности того, что АО «Узтрансгаз», опираясь на свое монопольное право на поставку газа, в свое время уменьшило в 2,5 раза межповерочный для газовых счетчиков по сравнению с инструкцией от завода-изготовителя, а расходы на проведение поверки счетчиков возложил на потребителей (последнее противоречит, на мой взгляд, постановлению Кабинета Министров РУз «О дополнительных мерах по совершенствованию порядка пользования электрической энергией и природным газом» от 12 января 2018 года. И куда смотрят контролирующие организации? Когда наведут порядок в нормальном обеспечении населения газом?

К примеру, безответственность сотрудников «Мирабадтумангаза» налицо. Опишу один случай, свидетелем которого был. Пожилая женщина пришла после приема в БПИ, отстояв там очередь; ее оттуда направили в «Мирабадтумангаз», где инженер отправляет ее обратно в БПИ с вопросом «Откуда они там взяли такие данные?». Очевидно, что БПИ получает сведения из райгаза. Замкнутый круг. Женщина сетует: «Что вы творите?». Но инженер остался непреклонен: отправил ее по новому «адовому» кругу. Жаль, что и я не записал ее данные… Это же типичное отношение в данном райгазе к потребителям! Раз уж пожилые люди в подобных учреждениях не имеют уважения, то о чем говорить?!
А ведь мы верим в то, что в Узбекистане уважение к старшим прививается человеку с молоком матери. Думаю, что даже оголтелая погоня за прибылью не может служить оправданием неуважения к пожилым людям. При этом хамство любит скрытность. При в ходе в некоторые коммунальные службы, а также госучреждения требуют обязательно сдать телефон, дабы посетитель не мог записать что-нибудь неприглядное на видео и использовать эту запись для разоблачения неправомерных действий сотрудников.

Следует отметить, что в проведении поверки газовых счетчиков у нас применяются устаревшие методы, связанные со снятием их с магистрали и затратами на проведение этих работ. Во многих странах используют мобильные установки, которые поверку проводят без снятия счетчиков. В России, например, применяют СПУ-3. Подключат его параллельно со счетчиком, включат на пять минут все горелки и по результатам сравнения показателей (в данном случае СПУ-3 является эталоном, прошедшим поверку в службе по стандартизации и имещим об этом свидетельство) определяют пригодность счетчика к эксплуатации. Применение СПУ-3 позволит избавиться от многих проблем. Ведь поверка счетчика пока еще связана с неудобствами прежде всего для пожилых людей и инвалидов.

Все вышеизложенные претензии, которые касаются не меня одного, а многих, я высказал в письме в АО «Узтрансгаз», которое прислало ответ, в котором не заметно желания что-либо изменять. Вот что ответил заместитель председателя правления АО «Узтрансгаз» М. Бошманов: «Согласно Закону Республики Узбекистан «О метрологии» средства измерений, включенные в перечень групп средств измерений, подлежащих поверке, проходят периодическую обязательную поверку в подразделениях Агентства «Узстандарт», являющегося органом, осуществляющим государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений. К таковым средствам относятся бытовые счетчики газа. Период их поверки устанавливает Агентство «Узстандарт» согласно пункту 79 «Правил пользования газом», утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию порядка пользования электрической энергией и природным газом» № 22 от 12 января 2018 года.

Приказом Агентства «Узстандарт» № 232 от 27 апреля 2016 года «Об утверждении перечня групп средств измерений (сопоставлений), подлежащих поверке» для бытовых счетчиков установлен срок проведения поверки – один раз в 48 месяцев.

Согласно пункту 5.23.4.1 государственного стандарта O’zDSt8.003:2005 «Государственная система обеспечения единства измерений Республики Узбекистан. Поверка средств измерений. Основные положения» межповерочный интервал может быть изменен (увеличен или сокращен) на основании статистических данных о стабильности метрологических характеристик средств измерений решением Агентства «Узстандарт» по предъявлению соответствующего документа организацией, эксплуатирующей средство измерения или организацией, его поверяющей.

Вопросами по внедрению аппарата СПУ-3, позволяющего проводить поверку бытовых счетчиков газа в месте их установки, занимается Агентство «Узстандарт», так как согласно Закону Республики Узбекистан
«О рациональном использовании энергии» государственный метрологический контроль и надзор за обеспечением системы рационального использования энергии возложен на агентство «Узстандарт». В данном случае АО «Узтрансгаз» как поставщик газа и заинтересованное лицо не может заниматься поверкой средств измерений у потребителей».

Далее в ответе рассказывается о том, что планируются подготовительные работы к поверке счетчиков осуществлять через центры государственных услуг.

И в конце содержится фраза о том, что «вопросы, поднятые в обращении гражданина Мухутдинова А. Н. целесообразнее направить в Агентство «Узстандарт».

Странно, не правда ли? Ведь из цитировавшегося выше положения о госстандарте O’zDSt8.003:2005 ясно, что эксплуатирующая организация (в данном случае «Уз­трансгаз») может инициировать процедуру изменение межповерочного интервала для бытовых счетчиков…

Что ж, надо снова и снова объясняться потребителям и газовщикам по данному вопросу.

Хорошо. Что совсем недавно вступило в силу постановление Кабинета Министров «Об утверждении административных регламентов оказания государственных услуг по снятию, поверке и установке приборов учета (счетчиков) электрической энергии, природного газа, питьевой и горячей воды, установленных у юридических и физических лиц» от 20 августа 2019 года, которое устанавливает новый межповерочный интервал для бытовых счетчиков – восемь лет.

А. МУХУТДИНОВ,

пенсионер