« Назад

Отклик 20.04.2020 14:09

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА - ШАГ ВПЕРЕД В СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ УЗБЕКИСТАНА

Построение демократического правового государства с динамично развивающейся экономикой и открытым гражданским обществом – стратегическая цель реформ в Узбекистане.

Благодаря открытости и диалогу с народом происходящие в Узбекистане позитивные изменения поддерживает население и признает мировое сообщество. Глава государства в своих выступлениях неоднократно подчеркивал необходимость участия граждан в государственных и общественных делах. Так, 24 января 2020 года в своем Послании Президент отметил, что «следует четко закрепить обязательность проведения консультаций с общественностью при принятии решений по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны, представляющим особый интерес для населения». Для усиления общественного контроля, установления более тесного взаимодействия между государством и обществом Президент предложил создать Общественную палату Республики Узбекистан.  Логическим продолжением намерений главы государства стало подписание 16 апреля текущего года Указа «О создании Общественной палаты при Президенте Республики Узбекистан».

Создание этой структуры становится новой вехой в деле решения приоритетных задач в сфере развития политической системы, осуществления надежд и устремлений граждан, реализации их инициатив, участия в общественно-политической жизни страны.

Деятельность Общественной палаты позволит создать мост между обществом и государством, наладив системный и эффективный диалог, объединяющий усилия государства, граждан, институтов гражданского общества, направленные на дальнейшее ускоренное и всестороннее развитие страны. Системное изучение мнения населения, обсуждение на местах и в отраслях актуальных вопросов, волнующих население, даст возможность наладить практическое и эффективное сотрудничество институтов гражданского общества в достижении целей устойчивого развития ООН. В этой связи примечательно, что Общественная палата состоит из 50 работающих на общественных началах членах. 18 из них назначает Президент из числа граждан, представителей ННО и СМИ, внесших большой вклад в развитие общества. Еще 18 принимают на основе решения Общественной палаты и конкурсного отбора из кандидатов, представленных ННО, СМИ и широкой общественностью. 14 членов являются членами региональных общественных палат, которые по должности являются одновременно их председателями. Также в ведение Общественной палаты передается веб-портал общественных инициатив «Mening fikrim».

Широкий спектр полномочий Общественной палаты дает основание утверждать, что данное ведомство наделено необходимым инструментом по усилению общественного контроля над деятельностью государственных органов. Так, Общественная палата и региональные общественные палаты имеют право направлять в государственные органы и организации запрос с требованием предоставить обоснованные разъяснения либо изложить точку зрения по реализации законов, государственных программ в разных сферах, а также по другим важным вопросам, входящим в их ведение. При этом государственные органы и организации обязаны направить ответ на запрос не позднее десяти дней со дня его получения, если не установлен иной срок. Также вводится практика ежеквартального рассмотрения в палатах парламента, Жокаргы Кенесе Каракалпакстана, Кенгашах народных депутатов областей, городов и районов результатов изучения и анализа актуальных вопросов, проведенных Общественной палатой и региональными палатами. Предложения о внесении изменений и поправок в Конституцию и проекты нормативно-правовых актов по наиболее актуальным вопросам социально-экономической жизни страны будут направляться на рассмотрение в Общественную палату. Общественная палата и региональные общественные палаты участвуют в формировании состава общественного совета при каждом государственном органе, в том числе при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и Ташкента.

Деятельность Общественной палаты будет иметь системный характер и обеспечивается ее исполнительным органом – аппаратом Общественной палаты. Аппарату предоставлено право привлекать специалистов органов государственного и хозяйственного управления, представителей институтов гражданского общества, работников научно-исследовательских институтов и центров, а также отечественных и зарубежных ученых и специалистов для проведения исследований на договорной основе; заключать договоры с международными организациями, фондами, а также запрашивать и получать необходимую статистическую, аналитическую и другую информацию от органов государственной власти и управления, органов хозяйственного управления и других организаций. Председатель Общественной палаты, первый заместитель и заместители председателя по статусу, оплате труда, медицинскому и транспортному обеспечению приравниваются соответственно к министру, первому заместителю министра и заместителям министра. Сотрудники аппарата приравниваются к сотрудникам центрального аппарата министерств, сотрудники региональных подразделений аппарата – к сотрудникам региональных подразделений министерств.

Можно смело утверждать, что создание Общественной палаты стало важным шагом в решении задач по развитию самостоятельных, устойчивых, многообразных институтов гражданского общества, пользующихся поддержкой широких слоев населения. Этот исторический шаг является практическим воплощением новой идеи «инициатор реформ – само общество» и дает возможность для расширения участия населения в управлении делами государства и общества, а также достижения Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций.

Нилуфар Нодирхонова,
начальник отдела Центра “Стратегия развития”.