« Назад

Человек и его дело 02.04.2019 15:57

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ТОНКИЙ РАСЧЕТ

В творчестве поэтов Востока женщина предстает как нежное и безропотное создание, не способное на решительные действия. Возможно, это и не лишено оснований, хотя современная жизнь преподносит нам неожиданные примеры: порой девушки проявляют характер, настойчивость и целеустремленность в достижении своей цели.

Таких девушек и женщин немало было в Узбекистане: это известные актрисы, врачи, инженеры, конструкторы, строители, а также крановщицы, как Шоира Толипова.

Я познакомился с ней  совершенно случайно. Проходя мимо строящегося девятиэтажного дома по улице Мукими, я услышал молодой, но требовательный женский голос, раздававшийся из кабины мостового крана. Познакомившись с прорабом стройки Шухратом, я поинтересовался, кто сидит в кабине мостового крана и ловко управляется с этой массивной машиной с непростыми механизмами.

– У нас в бригаде, – говорит Шухрат, – в основном работают мужчины. Есть только одна женщина – это крановщица Шоира. Мы все уважаем ее. Несмотря на то, что женщина, она обязанности свои выполняет порой лучше некоторых мужчин – приходит на работу на полчаса раньше, всегда внимательна к выполнению поставленной задачи, каждое ее действие выверено, рассчитано до мелочи, так что техника работает у нее четко.

Дождавшись окончания рабочего дня, я окликнул Шоиру. Будучи стройной и невысокого роста, она ловко спустилась сверху и подошла ко мне. Я попросил ее рассказать о себе, прежде всего о том, как стала крановщицей. К моему счастью, Шоира согласилась уделить мне несколько минут.

– Водителем мостового крана я стала не сразу, – говорит Шоира Толипова, – мой старший брат долгие годы проработал аварийщиком в управлении механизации № 54. Он любил свое дело, знал особенности стройки. Когда мне пришло время  выбирать профессию после окончания школы, он мне посоветовал пойти обучаться в учебный комбинат специальности «крановщик башенного и мостового крана». Он отметил, что работа по этой специальности хорошо оплачивается. Ну я и согласилась. В 1982 году пошла в учебный комбинат, четыре месяца постигала азы управления башенным краном, а потом полмесяца – мостовым. Комиссия,  принимавшая экзамены, состояла из десяти человек. «Гоняла» нас по темам так, что головы кружились у нас. Я думаю, что правильно они делали – не то, что сейчас: готовят один месяц и выдают «корочку». Считаю, что нельзя за столь короткий промежуток времени подготовить квалифицированного специалиста. Но мне повезло на преподавателей-мастеров, они дали мне отличные знания. После окончания учебы пошла работать туда же, где работал брат. Не скрою, страшно было поначалу подниматься на башенный кран, но со временем освоилась, привыкла. Уезжала работать на башенном кране в Казахстан, проработала там шесть лет, но потом вернулась в Ташкент, в ЖБИ № 8, но уже стала трудиться на мостовом кране. Сложность работы на нем в том, что при поднятии большого груза он отклоняется от оси на метр и надо перенести строительный материал, не уронив его, в обозначенное место. Со временем я не стала обращать внимание на шатание крана – привыкла.

Профессию свою люблю, дорожу ею. Благодаря ей много ездила по стране – помогала строить жилые дома,  другие объекты. Воспитала и уже поженила сына. А молодежи, вступающей во взрослую жизнь, советую очень серьезно подходить к выбору профессии, учиться ей не ради «корочки», а ради получения прочных знаний и навыков. Учитесь, ребята, ищите свое место в жизни!

Алексей ПОПОВ