« Назад

Выставки 29.10.2019 14:18

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ МОМЕНТ

В ташкентской арт-галерее «Бону-фактум» прошла необычная фотовыставка, организованная Институтом международных отношений Германии, освещающая такие аспекты искусства, как «Дистанция и близость» (демонстрирует принципы творчества Хиллы и Бернда Бехеров, а также их учеников); «Мир как единое целое» – посвящение репортажным фотографиям для немецких периодических изданий; «Мода в фотоискусстве – модные фотографии» (современные фейшн-фотографии Германии).

Куратор выставки Томас Вески назвал ее «Документальным моментом». Встретившись с ним, я попросил его рассказать о выставке.

Вот что он поведал:

– Основанием для такого названия экспозиции послужило то, что фотографы начали создавать аутентичность, которая выражается как результат отдельных элементов серии фотографий или совмещения разных снимков в одно изображение в ходе цифровой обработки. Конечно, это можно расценивать как потерю достоверности изображений, но с другой стороны, для аналоговой фотографии привычным делом являлась манипуляция снимков, только криминальная фотография максимально соответствует критериям документальности, а она не несет в себе творческого подхода.

Данная выставка являлась лишь попыткой обобщения, объединявшей группу фотографов из десяти человек для ведения диалога. Причем каждый из них документально фиксирует свой взгляд на мир. Таким образом, изобразительное содержание их фотографий, найденное в реальности, может быть усилено или обострено, или же на ее основе может создаться новая художественная действительность, что обычно присуще художникам. Поэтому зрителя призывают при рассмотрении снимков поразмыслить над собственным ассоциативным участием в построении художественной действительности.

Ученики Бехера, чьи фотографии были представлены на выставке, противопоставляют свои крайне субъективные взгляды на мир языку документа. Так, например, Лауренц Бергес минималис­тическими снимки обращает внимание на фрагментарность использованных жилых помещений, обитатели которых покинули их по той или иной причине, рассказывает о жильцах таких помещений опосредованно и поневоле. Альбрехт Фукс, известный своими портретами деятелей искусств, сталкивается с опасностью повторить опубликованный снимок, поэтому он пробует «поймать» свои персонажи в нестандартных позах.

Или же взять серию работ от Уши Хубер, посвященных городским зданиям в нетипичном состоянии: помещения магазинов розничной торговли и жилые дома заколочены большими деревянными панелями перед предстоящим карнавальным шествием. Это приводит к упрощению скульптурной композиции, появлению архитектурных форм, нетипичных для повседневной жизни.

Никола Майтцнер чаще фотографирует в азиатских центрах. В ее работах мегаполис Токио превращается в атмосферную смесь архитектурных структур, необычных с точки зрения географии, и портретов жителей города. Ее композиция снимков допускает интерпретации, соответствующие сложности и многоплановости городской среды, которые лучше всего подходят для описания мегаполиса.

Именно современные фотографы с помощью доступных средств создают различные формы в сюжетах фотографий, отражающих действительность. О том, что в современной фотографии речь чаще всего идет о художественно обоснованном представлении, чем об изображении в традиционном понимании, свидетельствует ответ известного художника Матиаса Коха на вопрос о том, можно ли верить его изображениям: «Следует не верить изображениям, а доверять автору».

А. АЛЕКСЕЕВ