« Назад

Выставки 11.10.2019 14:41

АРТ-ИСКУССТВО НАСТОЯЩЕГО

Недавно в Международном караван-сарае культуры Академии художеств Узбекистана прошла выставка плакатного искусства под названием «Artposter».

Считается, что плакат появился в Западной Европе в XIX веке в результате развития шрифтовых театральных афиш и объявлений, на которых большее внимание уделялось орнаментам и фигурным изображениям. Затем, в начале XX годов прошлого столетия, плакатное искусство начало свой виток подъема – в ряде стран, включая Россию, начали появляться первые агитплакаты. Разумеется, что они были необходимы в то время. Направление их пропагандистского воздействия на массы народа было различным. На тот момент в Москве появились такие художественные объединения, как «Окна роста», а затем «Кукрыниксы», которые старались вложить в свои плакаты идейное содержание. И это возымело действие. В итоге в то время плакат стал новым видом идеологизированного искусства. Но после 1991 года плакат как вид искусства стал подзабываться и даже превратился в рекламу товаров или услуг, потеряв свою былую значимость.

Казалось бы, плакатное искусство в Узбекистане вот-вот канет в вечность. Но организованная четырьмя талантливыми молодыми художниками – студентами Национального института художеств и дизайна имени
К. Бехзада Динарой Умаровой, Рустамом Захидовым, Авазбеком Абдураимовым и Эльмирой Отажновой выс­тавка доказывает обратное.

Я решил поговорить с одним из инициаторов этой выставки Авазбеком Абдураимовым и узнать, как возникла идея ее создания.

– Все произошло случайно, – рассказывает Авазбек. – Позвонил директор Международного каравана-сарая культуры Академии художеств Узбекистана и предложил провести выставку. Сначала мы не знали, с чего начать подготовку, а сроки на нее были маленькие. А потом решили сделать выставку о забытом плакатном искусстве, ведь у нас на тот момент как раз были наработки на эту тему. Мы договорились между собой о плане предстоящей работы и почти за два месяца уложились с выполнением задачи. Мы предоставили около 50 работ дирекции каравана-сарая, и нам дали «добро» на открытие выставки.

Признаюсь, конечно, наши плакаты имеют тематические направления – социальное, экологическое, технологическое и гуманитарное. Так, например, Эльмира Отажанова в своих работах отразила темы гуманитарную и экологическую – ею были представлены плакаты «Не убивайте животных» и «Вода». В работе «Не убивайте животных» Эльмира использовала фотографии животных, среди которых слон, собака, тигр, олень. Их глаза были полны мольбы о милосердии со стороны человека. Работой «Вода» перед зрителями была поставлена четко очерченная повсеместная проблема загрязнения воды бытовыми отходами.

Художница Динара Умарова свою мысль и одну из социальных проблем решила выразить через плакат «Книга». На нем изображены книга и огромные наушники с компьютером, которые стали непременным атрибутом современной молодежи, а для многих книга ушла в забытье.

– Я на своих плакатах, – продолжает Авазбек, – решил поднять тему варварского уничтожения деревь­ев в городах. Нам, молодым, непонятно такое бездушное отношение к природе в городах и поселках. Вырубка кустарников и деревьев производится любой ценой, только для того, чтобы на их месте стояли бетонные дома и площадки для машин! При этом забывается, что нам, людям,  как и всем живым существам, нужен кислород, а не выхлопные газы и пыль. Я в своей работе использовал условно-зеленый цвет на фоне квадратиков, изображающих дома. В настоящее время зеленых насаждений вокруг становится все меньше, а строительных площадок все больше. Меня даже возмутило высказывание одного из председателей махалли, который, когда я спросил его «Зачем рубите ветки, дающие тень», ответил он «А зачем тут лес?».

Рустам Захидов в свой работе решил поднять тему использования детского наемного труда, изобразив на плакате головы детей.

Конечно, художники старались. И спасибо им большое за подъем новой волны в плакатном искусстве.

А. ПОПОВ