« Назад

Узбекская литература 04.05.2020 18:49

Прославленный поэт Востока

«Алишербек был человек бесподобный, с тех пор, как на тюркском языке слагает стихи, никто другой не слагал их так много и так хорошо» 

Захириддин Мухаммад Бабур «Бабур-наме»

Алишер Навои, полное его имя Низамиддин Мир Алишер, неординарная личность XV века, великий поэт и мыслитель, государственный деятель, самая крупная фигура узбекской литературы. Свои произведения он писал на двух языках под псевдонимами Навои, что и означало «мелодичный» (в произведениях на чагатайском языке (староузбекском языке) и Фани в переводе «бренный» (в персидских произведениях).

74 Выдающийся представитель узбекской литературы, открыл читателям красочный, необычайно образный мир своего народа. Этот мир был запечатлен в наследии поэта и берёт своё отражение почти в 30 поэтических сборниках, крупных поэмах, прозе, научных трактатах. Простота и разнообразие слов особо выделялись в творческом наследии Алишера Навои. Труды поэта внесли значительный вклад в культурную и общественно-политическую жизнь своего времени. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Центральной Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создаёт вполне оригинальные произведения.

Заботой Навои были окружены ученые, поэты, музыканты, каллиграфы, живописцы. Современники поэта такие как, Джами, Бабур, Хондамир, Давлетшах Самарканди и другие оставили восторжённые отзывы о многообразных дарованиях Алишера Навои. Чистота души человека, гуманизм, справедливость, любовь к народу и родине являлись основной целью в творчестве поэта. Он считал: «Кто посвятит свою жизнь служению науке, того имя и после смерти останется бессмертным».

Алишер Навои создал несколько научных произведений о сопоставлении персидских и тюркских языков «Мухакамат ул-лугатайн» («Спор двух языков») (1499); по литературоведению – «Маджалис ул-нафаис» («Собрание утонченных»), по теории аруза – «Мезан ул-авзан» («Весы размеров»), по теории жанра муамма – «Муфрадат». Кроме этого, он создал трактаты на историческую тематику «Тарихи мулки Аджам» («История иранских царей»), «Тарихи анбия ва хукама» («История пророков и мудрецов»). Собрал свои художественные письма в сборник «Муншаат». Его мемуаристика: жизнеописание Абдурахмана Джами – «Хамсат ул-мутахаййирин» («Пятерица смятенных») (1494), «Халати Саййид Хасан Ардашер» («Жизнеописание Саййид Хасан Ардашера»), «Халати Пахлаван Мухаммад» («Жизнеописание Пахлаван Мухаммада»). Самым последним произведением Навои является «Махбуб ул-кулуб» (1500). В нем выражены его самые последние взгляды на общество и политику.

После издания произведений Навои на тюрки, персидский язык «фарси» утрачивает статус единственного литературного языка. Об этом поэт сказал следующие слова:

«Богатство тюркского языка доказано множеством фактов. Выходящие из народной среды талантливые поэты не должны выявлять свои способности на персидском языке. Если они могут творить на обоих языках, то все же очень желательно, чтобы они на своем языке писали стихов побольше». И далее: «Мне кажется, что я утвердил великую истину перед достойными людьми тюркского народа, и они, познав подлинную силу своей речи и ее выражений, прекрасные качества своего языка и его слов, избавились от пренебрежительных нападок на их язык и речь со стороны слагающих стихи на-персидском».

Поэт написал стихи в 16 жанрах из существующих 21 жанров литературы мусульманского Востока. В своих стихах Алишер Навои пишет о тюрках следующее:

Но наслаждались люди «Арбаин» лишь на языке фарси, 
А тюрки с пользою постичь стихи те не могли. 
Тогда я цель поставил пред собою: для народа моего, 
Переложу стихи, не пропустив из «Арбаина» ничего.

В лирике Навои, как и в его поэмах, выражались актуальные мирские и духовные, суфийские вопросы. Впервые были опубликованы религиозные произведения поэта: «Арбаин» («Сорок четверостиший»), «Мунаджат» («Мольба к Богу»).

Отрывок из стихотворения Айбека о молодом поэте:

Он защитник людей от зла,
И улыбка его светла,
Сила юности, чувств родник
Не иссякнет в нем ни на миг.
Он умеет беречь казну, 
Чтоб счастливой сделать страну. 
Дать ей воду, науке кров 
И больницы для бедняков. 
Много дел у него, забот, 
В мыслях только одно – народ…

Один из бесценных трудов Алишера Навои «Хамса» («Пятерица» 1483-1485) занимает особое место среди рукописей хранящихся в Государственном музее истории Темуридов. Бессмертные лирические творения Навои, сборники его газелей, научные произведения продолжают жить в наших сердцах.

Д. АЗИЗОВА, 
сотрудник Государственного музея истории Темуридов