« Назад

Творческий портрет 09.04.2020 21:44

ПО ТУ СТОРОНУ ЗЕРКАЛА

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ БУРМАКИН занимает своё, особое место в истории изобразительного искусства Узбекистана. Сформировавшись, и с первых же своих произведений заявивший о себе в 1960-е годы, он занимается активным творчеством на протяжении вот уже более 40 лет. Постоянный творческий поиск, неуёмное желание созидать, бунтарский дух, разрушающий привычные стереотипы, смелый эксперимент и преклонение, как и во все времена, художника перед природой, возвеличивания её многообразия и красоты - вот те незыблемые составляющие творчества художника. В чём же сила и секрет его жизненного и творческого долголетия?

Владимир Иванович родился в 1938г., 9 января в городе Свердловске(ныне Екатеренбург, Россия). Когда мальчику было 9 лет, семья переехала в Ташкент, здесь и прошли детские и юношеские годы будущего художника. Традиционно, окончив Республиканский колледж им. Бенькова, он поступил на монументальное отделение Театрально-художественного института им. Островского. В то время в институте было всего 4 отделений (книжная графика, станковая живопись, театральная декорация и скульптора), сейчас институт насчитывает более 16-ти отделений. Уроки и творческий опыт таких мастеров искусства как: портретист Абдулхак Абдуллаев, Ташпулат Арсланкулов, В.И. Жмакин и практические еансы в мастерской А.А. Кривонос и народного художника Узбекистана Р.А.Ахмедова определили его жизненный и творческий путь. В формирование Владимира Бурмакина как личности и становление как художника особую роль сыграло то «виртуальное пространство», в котором скрестились различные культуры и традиции, ментальности, направления и стили. Но самость художника, желание вырваться из сковывающих «свободу» академических догматов, пытливое изучение творчества европейских, русских художников-авангардистов, не только их работ, но и монографий и библиографий, воззрений на искусство, сложили собственное кредо (убеждения, взгляды, основы мировоззрения), Владимира Ивановича, придав творческому поиску художника не только национальную адресность, но и общее вселенское сознание.

«Природа и духовность - два противоположных полюса… Природа сама по себе, без духовности - это первобытная стихия, «необузданное варварство», хаос… Духовность выросла из природы, взяв из нее самое ценное - осознание жизни»…

«60-е годы были в бывшем Союзе и союзных республиках, годами «Хрущёвской оттепели». В Узбекистане, как и в др. центроазиатских республиках, с периферийным от центра – Москвы - мышлением, уже зрели новые творческие силы, способные «взорвать тот накатанный пласт стандартного соцреалистического восприятия действительности». В.И.Бурмакин - был одним из первых художников в Узбекистане, которому удалось всколыхнуть устоявшееся представление и стереотип мышления. Большая персональная выставка в 1969г. состоявшаяся в зале «Дома знаний» г. Ташкента совместно с Рузы Чарыевым, большим другом художника, позволила совершенно иначе взглянуть на сам процесс творчества, открыла надежду и веру в безграничные возможности творчества для других художников. Три десятка лет спустя, после той выставки, не уменьшили внимания к творчеству Бурмакина, такого неожиданного и необычного, как для своих коллег художников, так и для поклонников его таланта. Рожденные природой подсознания, проверенные затем разумом и логикой, его работы утверждают радость бытия и позитивную силу творческого духа, данных человеку Богом и природой, и несут в себе энергию здоровой нравственной силы, в чём и видит своё предназначение художник.

Прошедшая недавно выставка «МИР ЗАЗЕРКАЛЬЯ» - это, можно сказать, продолжение его одноименной персональной выставки, состоявшей в 2015г. На ней экспонировались более 200 работ художника различных тем и жанров, картин, созданных на протяжении почти всей творческой жизни художника… Это огромные(больших размеров) монументальные картины «Шахтёры Узбекистана», «ЛИТЕЙЩИКИ», »СТАЛЕЛИТЕЙЩИКИ», «Физики Узбекистана», «Сбор хлопка», «Байсунская мадонна», многочисленные яркие, характерные портреты друзей, коллег, простых людей из окружения художника, в которых раскрыты типичные черты портретируемых («Портрет врача», «Гладиолусы для Нелли», «Татьяна»(1997г) и др.), жанровые композиции («Песня о дереве», «Воздвижение креста», «Несение креста», «Люди в белых халатах», «Праздник обрезания», «ОТЕЦ», и т. п., архитектурные виды Самарканда, Шохи-Зинды, Ташкента «Канны Ташкента», Кёльна («Домский собор», ФРГ), Турции («В МЕЧЕТЬ»), Нью-Йорка «Дом в Палланге», Гуммерсбаха «Пожарище» (1996г.) «Дом в Гуммерсбахе»(1995г.) и др., и большое количество абстрактных фантазий на общеизвестные темы: мифов («Всевидящее око»), человеческих взаимоотношений(«Лунная дорога, «На закате дня»), одиночества «Печальный взгляд», «Образ», «Мефистофель»; земных стихий («Стихия «Огонь», «Стихия «Воздух»», «Стихия «Вода»», «Протомир», явлений природы «На закате» и человеческих страстей «Река безмолвия»,«Превращение», «Зарождение», «Земные страсти», «Сон Евы», «Отчаянье», «ГУМАНОИД» и мн.др.

Художником созданы сотни живописных и графических работ. Многие из работ находятся сейчас в музеях, галереях и в частных коллекциях не только Узбекистана, но и по всему миру. Он принимал участие во многих выставках и у себя на родине в Узбекистане, и в России, и за рубежом: в Англии, Франции, Турции, Америке, Германии, Болгарии, Польше, странах его творческих поездок, куда он выезжал на протяжении нескольких лет... Он посетил Францию, Австрию, Швейцарию, Марокко, Индию, Малайзию, Америку, побывал на Кубе. Мечтает об Италии, Испании, Мексике.

Начиная с 2002г. художником овладевает новое увлечение, в котором живопись, фотография и компьютерное программирование объединившись, дали движение и развитие новому направлению в изобр. искусстве, названному художником КОМПЬЮФО.

- КОМПЬЮФО - это соединение двух слов компьютер и фовизм(ФОВИЗМ от сл. Дикий). Фовисты, продолжатели импрессионистов и экспрессионистов, намного упростили задачу отображения форм и цвета предметов через их геометрию. Если надо было изобразить дерево, то это был усеченный конус, а сверху - шар - крона дерева. Цвет был у них локальный, сплошной, они не смешивали краски, если красный – это был красный цвет, если зелёный - то зелёный. Краски они накладывали не друг на друга, а рядышком. Они упростили и уплостили задачу и стали декоративно изображать мир, изображение стало более простым, без тонировки, без тончайших цветовых нюансов, без воздуха, без особой перспективы. Они начали передавать энергетику цвета. Ярким представителем фовизма был МАТИСС, Франц Марк и др. В основе разработанного мною направления КОМПЬЮФО, лежит та же энергетика цвета, экспрессия цвета(элементы экспрессионизма) и элементы фовизма, этого контрастного, дикого сочетания цветов, которые, находясь в орбите общего отношения цветов, создают определенную гармонию цвета, и плюс компьютер… В памяти компьютера кроме семи привычных нам цветов, находятся более 16 тысяч их различных оттенков. Возможности компьютера таковы, что при помощи специальных программ можно изменить сущность предмета, его форму и цвет. Многие мои работы созданы таким образам: я ввожу свой изначальный конкретный материал (рисунок, фото объект, или живописную картинку, или черно-белую фотографию) в память компьютера, и, при помощи программы ЦВЕТ, ПОИСК и др. получаю совсем другой образ, другую форму и другой цвет, другую картину. Я могу часами заниматься этой игрой, это как игра... Я уже на протяжении 20 лет этим занимаюсь. Готовая форма, переработанная в памяти компьютера, является готовым эскизом, который потом я довожу до определенного понятийного уровня, а затем через принтер переношу на холст. Компьютер дал совершенно новые возможности. Я сейчас в какой-то степени тоже являюсь авангардистом, я немного опередил время, уже в 1980-м году, до появления компьютера, я уже выполнял работы в этом направлении, копьюфо. Моя картина «Триптих о дереве», выполненная в подобной технике, выставлялась в Манеже(ЦВЗ), в Москве. Другая моя большая знаковая работа «Вручение ордена «Дружбы народов» республике Узбекистан», находится в Сан-Франциско. В ней Шарафу Рашидову вручается этот орден Л.И. Брежневым, - говорит Владимир Иванович.

- Какой Ваш любимый жанр?

- Какой-то привязанности к определенному жанру у меня нет.

- У меня все жанры любимые. НАТЮРМОРТ - «Розы» В 1975г. году я оказался в Болгарии, в Долине роз, город Казанлык. Там мы проработали целый месяц, я оставил там около 8 работ( 4 живописи, и 4 графики); мы были специально приглашены городом на работу, связанной с основной темой этого города. Город Казанлык - стратегическое назначение, которого является сбор и переработка роз.Розы собирают там, как у нас хлопок, ходят с фартуками по грядкам. Там я увидел целую долину роз. Когда русская армия освободила Болгарию от 500 летнего турецкого ига в русско-турецкой войне в 1877г, город ШИБКО ШЕЙНОВО, где шли самые ожесточенные бои; рядом был построен - храм, памятник- монумент в память героев-защитников города; и долину Казанлык, (от тюркского слова КАЗАН - что значит казан), парфюмерный завод, где тут же перерабатывают розы. Там даже была устроена выставка- конкурс красоты «Мисс РОЗА». Я сделал там целую серию картин, рисунков, зарисовок, и картину города Казанлык с его храмовой постройкой, через улочки, постройки которого прорастали розы; она висела в центре ЦВЗ в Болгарии.Я ничего с собой не увёз, всё оставил.

- В чём, по-Вашему, состоит цель и задача художника? Она наверно не только в привитии своих эстетических и художественных взглядов и вкусов? Может намного больше, глубже и шире.

- Да. Задача художника - это прежде всего дать понятие зрителю его личное творческое восприятие окружающего мира. Но вся проблема в том, что искусство не только экзотерично, не только отображает окружающую реальность, но и эзотерично, то, что я знаю, знаю из моего восприятия окружающей реальности, сюда входит всё : теория, и какие-то практические навыки, все способы восприятий и множество ощущений с идеями и представлениями… И восприятие разумом… Я Вас вижу, воспринимаю, и у меня в голове уже складывается образ… И вот этот образ является уже знанием.

Если попытаться понять род и склад воображения Владимира Ивановича, его взгляд на жизнь, то можно подметить, что оно склоняется к германскому. Оно держится более гармонической и строгой формы, наружное украшение предпочитает внутренней правде, оно не расположено ни к религиозности, ни к идолопоклонству, более живописно, более умозрительно, менее изящно. Оно (воображение) легче понимает природу, чем человека, лучше понимает человека в обществе, чем человека-варвара. Он(художник) хорошо изображает дикость, загрубелость, странности и чистую случайность, порядок и беспорядок, неожиданный взрыв своевольных сил («Боль»), бесчисленные и неуловимые странности какой-нибудь особи «ПРЕВРАЩЕНИЕ», каких-нибудь низших и невзрачных тварей «МЕФИСТОФЕЛЬ». Его творчество - это своеобразное «царство» форм и цвета, в котором он - всемогущий владыка. Умы других «племен» кажутся ему грубыми и дикими («Сбор хлопка»).

- Как вы относитесь к славе?

- Совершенно спокойно. Меня это как-то не беспокоит и не волнует. Я просто делаю своё дело, а там время сделает своё.

- Каким художникам прошлого отдаете предпочтение?

- Я историю искусств воспринимаю целиком, я никого там не выделяю, я никому особого предпочтения не отдаю, в каждой эпохе были свои взлеты и точки падения. Я беру какие - то моменты творческих удач. Каждая эпоха себя исчерпывает. Эпоха меняется, меняется жизненные ситуации, и направления и пристрастия, и вкусы. Вот насчет вкусов… Человек уже рождается со своими вкусами, потребностями в истине, красоте, гармонии… Человек, рожденный в Париже, уже рождается с чувством красоты… Там настолько всё красиво, он рождается уже в красоте. Смотрю на любого художника с т.з. выхода его творческой энергетики в соответствии с их направленностью. Н-р, Леонардо да Винчи сочетал две позиции реалистического и умственного понимания той сути предметов и образов в соответствии с их функциональной направленностью(состояние покоя, взлета, падения, и т. П.) Студент пишет то, что он видит, а мастер он уже может проникнуть в глубь вещей и природы, отличить до мельчайших нюансов мельчайшие переходы от одного состояния к другому.

В 2007 и 2008г. годах в ТДФ в феврале, ко дню Св. Валентина прошли две его перс. Выставки под общим названием «Причуды Компьюфо», которые вызвали неоднозначную реакцию зрителей.

Сейчас художник, занимаясь своим любимым делом – созданием картин, полон творческих сил; он активно откликаясь на все явления художественно жизни, остро воспринимает реальньный мир, находясь в вечном поиске «Синей птицы», считает, что ВООБРАЖЕНИЕ лежит в основе всего творческого процесса, как новая реальность, творящая вторую природу. В своих новых живописных работах разрабатывает совершенно новую концепцию(единый, определяющий замысел) БИО-АРТА: ПРОТОМИР, МИКРО и МАКРОМИР - под общим определением КОСМОДРОМИЯ, которая и неудержимо влечет художника в бесконечную даль безбрежного моря – океана называемого «искусством».

 Колористические, сюжетно и тематически разнообразные картины Владимира Ивановича Бурмакина надолго запомнятся своей открытостью и откровенностью, неординарностью художественного решения, причудливостью форм, линий, цветовых пятен…, и переполняющей различных чувств и эмоций позитивной и отрицательной энергетикой…

Творческая и дружеская связь с известными архитекторами республики Ф. Турсуновым, В. Спиваком, С. Розенблюмом, А. Тахтаевым позволили ему осуществить ряд работ, связанных с архитектурными комплексами города Ташкента: - рельефы на фасаде дворца «Дружбы Народов», оформление станции метро «Пахтакор», - мозаика и росписи спортивного комплекса «Трудовые резервы», - росписи фасада ресторана «Заравшан», - мозаики ташкентского ипподрома, - росписи «Аэропорт-2», фойе здания Сената и мн. Др. Многолетняя педагогическая деятельность в художественных учебных заведениях республики снискали ему славу воспитанника десятков талантливых мастеров, чьи имена вошли уже в списки известных художников Узбекистана. Владимир Иванович удостоен высокого звание «Заслуженного деятеля искусств Узбекистана», в 1997г. он был избран Действительным Членом Академии, ему был присвоен почетный титул Академик АХ Уз. А в 2003г. в ЦВЗ Ташкента ему была вручена золотая медаль АХРУз.

Рано КАРИМОВА