« Назад

Творческий портрет 09.04.2020 21:40

ЖАЖДА ПРЕКРАСНОГО

В  последнее время, особо важное внимание уделяется вопросам изучения, осмысления, освоения неисчерпаемого  наследия и традиций прошлого. Искусствоведческую науку интересует где, как и когда формировалось  узбекское изобразительное искусство, как самостоятельная национальная школа. Одним из крупнейших представителей узбекского национального изобразительного  искусства является портретист Абдулхак Абдуллаев.

Известный узбекский живописец  Абдулхак Абдуллаев  жил и творил  в   середине прошлого ХХ столетия. Он родился в 1918г. в Самарканде. «Отец  -  Абдулла Ходжи  -  принадлежал к знатным и почтенным гражданам города Туркестана. Мать  -  была его третьей женой, но когда она вышла за отца замуж, его первой жены уже не было  в живых… Помню обширный дом, выполненный в стиле восточной архитектуры, фасад и ворота выходили на большую центральную площадь, откуда хорошо была видна знаменитая мечеть Ахмада Яссави. Большими белыми камнями был устлан въезд, ведущий  во двор. В расположении камней ощущались ритм и строгий порядок». С детства его интересовало всё :  «На уроках я созерцал внешность учителя. … Моё воображения более питалось физическим обликом  человека, чем тем, что он говорил. Я  как-будто бы больше созерцал, чем воспринимал, больше чувствовал, чем понимал…»

Только что окончивший Самаркандский изотехникум, Абдулхак начал выступать со своими первыми самостоятельными работами во второй половине 30-х годов. В это время, в узбекское изобраительное искусство, вслед за  У. Тансыкбаевым и А. Ташкенбаевым,  влилась целая группа талантливой молодежи (А. Абдуллаев и Л. Абдуллаев, Л. Насреддинов и Б. Хамдами, С. Абдуллаев и А. Сиддики, X. Рахманов и А. Разыков, Р. Тимуров и М. Набиев, X. Рахимов и Ш. Хасанова). Не прошло и двух лет  напряженной работы, как  портретные произведения  молодого живописца стали привлекать внимание зрителя содержательностью и емкостью художественного образа. «Портрет товарища» (1937 г.)— одно из таких произведений. Темпераментная манера письма и четкая пластическая лепка формы, выразительные линии лица, внимательный, глубокий взгляд и легкое движение губ, уверенно схваченные художником, раскрывают живой, порывистый характер человека…» «Живопись  -  это поэзия, которую не слышат, а видят», -  говорил еще великий Леонардо да Винчи. Живописи мы обязаны величайшими творениями человеческого гения. Произведения мастеров уникальны, сложно репродуцируемы, и поэтому миллионы людей ещё не видели её подлинных шедевров, не познали её сути и наслаждения, которое несёт живопись» - Вот как говорил о человеке художник: «Образ человека для меня -  идол, которому я поклоняюсь, он может привести меня в отчаянье, сводить  с ума». В нём  я вижу носителя истины, выразителя философии века, воплощение высшей красоты». Такое восторженное отношение к человеку, к его облику,  и привело Абдулхака Абдуллаева к  искусству портрета. Прежде всего, в человеке меня интересует драматическая сторона его характера, которая не может не наложить печать особой выразительности, привлекательности на его лицо. Поэтому, я хочу писать людей  волевых, сильных, целеустремленных, одержимых высокой целью… «Увлекаться чем-нибудь, или кем-нибудь  -  это было моим прирожденным свойством. Всё что талантливо, красиво, необыкновенно,  -  заставляет меня трепетать».

Непреодолимое влечение к искусству, порождали и его  тягу  к эстетической и художественной образованности. В формировании Абдулхака Абдуллаева как  будущего художника  и теоретика искусства огромную роль сыграли русская культура и русская литература, произведения русских писателей: В.Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Достоевского «Униженные и оскорбленные», Горького, Н.Г. Чернышевского. Роман «Что делать?», помог  выйти из тяжелого морального состояния. «Спустя столько лет,   -  пишет Абдулхак,  -  если бы меня спросили, кому я обязан своим  умственным развитием, - без колебаний ответил бы Чернышевскому» Герои романа Чернышевского учили художника находить радость в счастье других, любить людей, быть честным и неподкупным, воспитывать в себе волю, закалять характер. 

В годы учебы в техникуме на 3-м курсе за картину «ДОЙКА КОРОВЫ» 16-ти летнего А.Абдуллаева премировали поездкой в Москву. «Коровы и телята были друзьями моего детства. Я ликовал,  когда на 3-ем курсе  на практике в Самаркандской области, судьба снова привела меня к ним. Теперь вдоволь можно было порисовать и пописать масляными красками. Над композицией я работал с большим увлечением, и мне сопутствовала удача...»  В Московских музеях, в Третьяковской галерее, художник знакомится с шедеврами русского и зарубежного искусства. Его поражают портреты  великого Ивана  Репина, в частности портрет «Протодьякона»... А. Абдуллаев посвящает много времени чтению книг, увлекается ораторским искусством, любит образное слово, обращается к жанру искусствоведческих статей, но всегда в центре его  художественного внимания остается человек  -  его облик и его внутренний мир. 

В 1938-1941гг. он становится студентом московского Государственного художественного института.

Абдулхак Абдуллаевым создана целая галерея живописных портретов:  деятелей  науки, литературы и искусства: академика «Малик Набиев» 1988г., академика «Ибрагима Муминова»1975г, писателей «Айбека», поэта «Шейхзаде», «Саида Ахмада»1975г.,    музыковеда «Ильяса Акбарова» 1978г., «Малика Каюмова» 1960 г., дойриста «Усто Алима»1944г, актера «Аброра Хидоятова в роли Отелло»,  поэта «Эркина  Вохидова» 1984г , «Усто Ширин Мурадова» 1948г., «Тарахон Ибрагимова»1955г., художника  «Урала Тансыкбаева», 1959г., актрисы  «Тамары Ханум»1950г., актрисы «Лютфиханум Сарымсаковой» 1971г.,лауреата с. Премии СССР народного  артиста «Саадихон Табибуллаева»1986г., - первого исполнителя роли Владимира Ильича в спектакле «Человек с ружьём», «Портрет народного мастера Рауфова» 1960г., целая серия портретов героев полей  районов столичной – Ташкентской области: Янгиюльского, Аккурганского, Среднечирчикского, Орджоникидзевского и Карасуйского  - .портрет «Назарали Ниязова» 1950г.,    колхозников «Портрет дяди» 1958г., «Девушка в саду», 1958г., «Портрет каракалпачки» 1951г, «Портрет Зухры», дочери  «Портрет Шахло», современников «Голова юноши», «Портрет матери» 1952г., «Мать поэта» 1962г., «Мамаджан-ота Тошматов» 1963г., «Закир» 1974г, «Абдумаджид Мадраимов» 1984г, «Абдугани» 1974г., «Тося» 1958г, «Нилюфар» 1983г,«Портрет Яшны», 1959г.., врач  «М. Мирсагатов, 1977г», и множество автопортретов «Автопортрет в киргизском головном уборе»1980г, «Автопортрет в   африканском костюме» 1981-88г.  эскизов, и карандашных   зарисовок. Его картины написаны так живо, так реалистично, что всматриваясь в них, зритель проникается уважением и благоговейным почтением к этой группе ярких, полных внутренней свободы и характеров людей. Их умные, загорелые  лица, проницательность взглядов, не повторяющиеся ни в  каком творчестве  других живописцев, заставляют думать, побуждают к действию….

С 1944г. художник четырежды возвращается к портрету матери. Его знаменитая картина «Портрет матери» написанная в  1952г., а в 1953г. на персональной выставке в Москве удостоенная наивысшей оценки художников и критиков, по силе воспроизведенной в ней  жизненной правды, «образа всех матерей Востока», не уступает  произведениям выдающихся живописцев Западного изобразительного искусства, от нее взяли эстафету младшие современники художника;   положив начало к созданию  портретов(живописных и скульптурных), образов уже «своих матерей». (живописец Рахим Ахмедов «Утро. Материнство», «Материнское раздумье» и др.). Сюжет картины «Портрет матери» таков: «Положив руки на колени, пожилая женщина сидит, вся в плену дум». «Думы матери… Сколько в нём глубокого, подчас трагического смысла. Если в них вникнуть, то они могут унести нас в бездонную пропасть людских взаимоотношений. Добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть непрерывно скрещивают шпаги в её думах, полных тревоги. И на фоне этих дум так благороден ее  облик, которая подарила всем нам великое счастье жить на земле.» Мать -  это начало всех начал. Это величайший образ, образ без времени и пространства, который как яркая планета будет всегда восходить над нами, то согревая светом материнской любви, то страдая от лунного безмолвия. Божественный и скорбный этот облик вдохновлял художников всех времен и народов. На полотнах Рафаэля, Тициана и Рембрандта  образ матери потрясает. Нет в мире сердца чище, нежнее, чем сердце матери». 

Абдулхаку Абдуллаеву можно сказать  очень повезло в жизни… Его воспитывала и  взращивала  благодатная почва  деятелей   науки,  литературы и искусства. Он находился в окружении людей исключительных, целеустремленных, знаменитых своими не словами, а делами... Интересные  творческие вечера(лекции в культпросветтехникуме, Центральной школы №150 г. Ташкента, встречи с выдающимися политическими (Индирой Ганди.,), научными (Пугаченковой и др. культурными деятелями  сформировывали его любознательный характер.

«Поэты, чтецы, писатели, ораторы  были всегдашними моими кумирами», - писал Абдулхак , - «блестяще изложенная мысль, глубокая и оригинальная, встряхивала, захватывала мою душу…» В высказываниях выдающихся писателей, деятелей искусства будущий   великий художник черпал  силы. Их гений  воспламенял его воображение, прояснял совесть, вселял  бодрость, их произведения воскресали перед его благоговейным взором в ореоле недосягаемости, тем самым звали к подвигу... В этом, может быть, и крылась первопричина  его интереса к облику человека, потому, что он был околдован человеческим гением, обаянием. «Всё что талантливо, красиво, необыкновенно,  -  заставляло меня трепетать».  Знакомство с произведениями  ученых, писателей, художников, воплотивших в своих произведениях мудрость  и надежду своего поколения, своей эпохи,   побудили призывать молодежь жить интересно и творчески. Художник стремился выявить истоки бескультурья, безвкусицы, приземленного образа жизни. «Они, эти истоки  -  в духовной лени и пассивности, которые сковывают волю человека, разлагают душу: «Заражая ядом безразличия, лень усыпляет, а потом приносит и духовную смерть».

Со второй половины 40-х годов, художник активно выступает, пишет статьи, защищая и утверждая  свою основную мысль о том, что искусство облагораживает человека. Тоска по красоте заставляет его восхищаться любым красивым предметом, будь это дело рук  -  высокого ремесла, или самой природы. Он любит красивое существо, животное или растение, видя во всем гармонию и красоту. В статье «Творчество, культура, вкус» А. Абдуллаев поднимает важную современную социальную проблему  -  воспитание подлинно художественного вкуса у широких масс трудящихся… Он непримиримо выступает за то, что у определенной части интеллигенции чувство отстало от интеллекта, люди образовали свой ум, но не образовали свои чувства. «Я глубоко убежден в том, что настанет время, когда от каждого  будут требовать эстетической подготовленности не меньше, чем научной и политической, прежде, чем доверить ему какой-нибудь ответственный пост. Духовное богатство, эрудиция, одаренность в понимании художественных ценностей  -  вот то,  что будут ставить человеку прежде всего в заслугу». Обращаясь к молодежи, Абдулхак Абдуллаев подчеркивает : « Каждый индивидуум в равной степени принадлежит и себе, и обществу. Общество, давая вам сейчас все необходимое, будет требовать потом от вас большую отдачу. И эта отдача будет тем лучше, чем больше вы будете осведомлены в области культуры, чем больше у вас  будет тяги к прекрасному. Все великие люди прошлого стали ими только благодаря своей  великой  любви к искусству, поэзии, философии. Без этих трех начал их фантазия была бы лишена взлета, они не сумели бы взглянуть на мир  с высоты орлиного полета… Помните, что ни ум, ни талант, ни диплом, ни ученая степень, ни высокое звание, ни высокий чин не ограждают от малокультурия, и невежества, если в человеке не бьет ключом его любознательность. Старайтесь не походить на тех, кто упустил свое эстетическое развитие. Если таких людей можно извинить исторически, то этого нельзя сделать с т.з. порядочности, любознательных устремлений интеллигентного гражданина»

Свои размышления об искусстве, о его социальной роли,  А, Абдуллаев  опубликовал в печати. В его многочисленных статьях, таких как «О красоте человека», «Эстетика и возраст»,  была отражена  широта его интеллектуального, духовного и художественного диапазона. Он высказывает мысль, что любовь к человеку составляет основу искусства, ибо «каждый человек неповторим» :«Он не повторяется в другом человеке ни характером, ни темпераментом, ни умом, ни тем более лицом.  Поистине каждый индивидуум  -  это цветок, имеющий только ему одному присущий аромат собственного очарования. И для тех, кто изучает это лицо,  -  это целый мир, это океан, наполненный жемчугом неизведанных мыслей и чувств». 

Личность Абдулхака Абдуллаева  является исключительной в истории художественной культуры Узбекистана, а его  произведения  -   это свидетельство  нравственных и эстетических исканий художника; каждый из его героев-персонажей раскрыт и показан как носитель определенной  исторической, общественной, социальной группы, в то же время каждому свойственны индивидуальные, только ему одному присущие особенности, делающие их поразительно жизненными; все его картины вошли в золотой фонд мирового искусства..

А. Абдулаев совершил много туристических поездок:  В Индию,  Ливию  и Тунис, и др., удостоен Государственных премий СССР, звания  народного художника Узбекистана.  

Рано КАРИМОВА