« Назад

Театр 23.10.2019 11:27

О ВРЕМЕНА, О НРАВЫ!

В Государственном академическом Большом театре имени А. Навои, как известно, состоялась премьера новой постановки оперы «Риголетто» – шедевра итальянского композитора Джузеппе Верди. По окончании спектакля благодарные зрители, бисируя, стоя в переполненном зале театра, долго не отпускали создателей постановки.

На этот раз театр предоставил возможность проявить себя молодым исполнителям, соединив молодую дерзость и творческий задор с опытом признанных мастеров сцены. Постановщики спектакля: музыкальный руководитель – заслуженный дея­тель искусств Узбекистана Ф. Якубджанов, режиссер-постановщик, стажер театра – Р. Шеризданов, дирижер, стажер театра – А. Ахмедов, художник-сценограф – заслуженный работник культуры Узбекистана З. Батыров, художник по костюмам – Л. Полванова, художник по свету – В. Жураковский, главный хормейстер – народный артист Узбекистана С. Шадманов, хореограф – М. Левицкая. На главной театральной сцене страны были разыграны страсти из драмы французского писателя XIX века В. Гюго «Король забавляется», сюжет которой, по мнению композитора Верди, стал лучшим из всех, положенных им на музыку. Вслед за композитором его оценили и полюбили знатоки жанра оперы, простые зрители и меломаны всего мира за 170 лет триумфального шествия оперы на театральных подмостках.

В основе «Риголетто» – музыкальной психологической драмы с массовыми хоровыми сценами, воссоздающими порочные нравы двора распутного герцога Мантуанского (народный артист Узбекистана Р. Усманов), любовная интрига, доведшая до гибели влюбившуюся в герцога молодую, наивную Джильду (А. Мухаметзянова). Дочь придворного шута герцога Риголетто, которого исполняет в спектакле опытный и любимый многими почитателями оперного жанра заслуженный артист Узбкистана Р. Гафаров. Зритель, затаив дыхание, следил за разворачивающейся историей его героя – безутешного отца, который не смог отомстить за поруганную честь дочери. Ташкентский зритель, как и зритель во всем мире, постепенно погружаясь в атмосферу спектакля и пройдя через все перипетии и жестокие переживания вместе с героями оперы, в финале был растроган до слез, напомнив бессмертное пушкинское «над вымыслом слезами обольюсь».

Успех премьерного показа «Риголетто» – результат коллективного творчества, дос­тигнутый благодаря многим составляющим: исполнителям, разыгрывающим центральную интригу, артистам небольших эпизодических, но при этом значимых для драматургии партий, ярко сыгранных Д. Идрисовым (граф Монтероне), заслуженным артистом Узбекистана К. Борчаниновым (бандит Спарафучиле), Ж. Саидовым (кавалер Марулло. Это и интересно придуманная режиссером-постановщиком Р. Шериздановым и прекрасно исполненная артистами хоровая партия, воссоздаю­щая коллективный образ эпохи, двора, циничных интриганов и верных своему бесчестному господину придворных герцога Мантуанского. Очень выразительно комментирует («О времена, о нравы!») и расшифровывает историю, происходящую в XVI веке в Мантуе, сценография художника З. Батырова. Решенная в духе стилистики и образной поэтики нидерландских художников Иеронима Босха, Питера Брейгеля и их последователя испанца Сальвадора Дали, она изображает всевозможные пороки. Это яркое в художественном плане, эффекте, производимом на зрителя, решение, которое, порой затмевает трагическое действо, разыгрываемое артистами. Присутствуя на первом премьерном показе оперного спектакля, к этому относишься с пониманием: постепенное вживание артистов в образы, освоение певцами своих партий и ролей, повышение органики существования персонажей на сцене дадут свои плоды и помогут избежать подобного первоначальному впечатления. К примеру, образ гуляки, весельчака, развратника и прожигателя жизни герцога Мантуанского – центрального персонажа, определяющего все происходящее в опере – нуждается, на мой взгляд, в обязательной коррекции в сторону усиления соблазнительной привлекательности: серьезность и неулыбчивость замечательного вокалиста Р. Усманова, с суровостью воина разрушающего женские судьбы, не совсем убеждает, так как вступает в определенное противоречие с вердиевской музыкальной характеристикой сути его персонажа. Эта роль должна быть еще дополнительно режиссерски и актерски осмыслена. Вообще, повышение актерского мастерства участников этого действа – повод для дальнейшей шлифовки спектакля, который уже в день премьеры стал украшением репертуарной «афиши» театра.

Татьяна ОСИНА,

кандидат философских наук