« Назад

Мастера кисти 04.06.2020 21:34

ЧИНГИЗ АХМАРОВ

«Сегодня становится очевидным,  как важен  вклад, который Чингиз Ахмаров внес в искусство ХХ века, какое сильное воздействие оказала его философия искусства на все будущее развитие национальной культуры Узбекистана, на художественное сознание целого поколения его современников, последователей и учеников. По внутренней цельности и творческой  неутомимости в поисках своего стиля Ч.Ахмаров был неповторим.

a1e739fa3a5ed836367cc506386b6990 В адекватном представлении о Чингизе Ахмарове,  и осознании его реального вклада в искусство,  важную роль играет попытка освободиться от бытовавших некогда и существующих сегодня стереотипов и клише в отношении его творчества и жизненной судьбы, преувеличенных или искусственно созданных культовых оценок.  В настоящем  статье   сделана попытка снять как панегирический флер, так и несправедливые уничижительные характеристики его наследия и по -иному исследовать феномен Чингиза Ахмарова – Человека и Художника...» ( Лола Исламовна Каримова-Тилляева).

Имя   художника  Чингиза Ахмарова занимает заслуженное   и почетное место в ряду блистатель-ного созвездия  мастеров  изобразительного искусства   Узбекистана.

Произведения этого  большого, гениального художника, его творчество, стали неотъемлемой частью изобразительного искусства узбекского народа, завоевав  ему  большую популярность. Талант художника,  широта и разносторонность интересов не только в сфере изобразительного искусства,  но и в литературе, истории,  музыке, архитектуре, богатый духовный мир привлекают к творчеству Ч.Ахмарова не только художников, но и людей самых различных профессий, интересов   и концессий. Чингиз Ахмаров родился  в Перми в 1912-1918г. В доме и мастерской художника трудно было застать  его одного,  там всегда  можно было встретить  фотокорреспондента и поэта, журналиста и архитектора, композитора и  актера, режиссера и директора завода, где всегда ощущалось дыхание  активной творческой жизни всей республики. Он был  всегда  вместе со своими друзьями, знакомыми, коллегами, соратниками по искусству, круг которых был настолько широк и не ограничивался только географией нашей республики. А ещё более к нему тянулись молодые художники. Напряженная духовная жизнь, атмосфера творчества, и  доброжелательности  притягивала к нему людей. Друзьями Чингиза Ахмарова были  актер Аброр Хидоятов и композитор Козловский,  художник Урал Тансыкбаев и поэт Шейзаде,  писатель Сергей Бородин( автор  книги «Звезды над Самаркандом»), архитектор Абдулла Бабаханов и композитор Георгий Мушель, поэтесса Зульфия,  актер Шукур Бурханов и мн. многие другие деятели культуры Узбекистана. Чем же объясняется такая редкая  готовность к  самоотречению, преданность любимому делу? С восхищения, с любви к искусству. Это восхищение у него зародилось в детстве, в семье, где он родился и вырос. В этой семье знали и любили историю, народное художественное творчество, литературу и искусство Востока. В доме была богатая библиотека  рукописных и литографированных книг. Отец много путешествовал по Турции и Саудовской Аравиии, Египту и Туркестану. Его яркие, со многими подробностями  и комментариями, рассказы  об удивительных, словно из сказок Шахерезады «Тысячи и одной а ночи», городах, шедеврах средневековой архитектуры, многообразном и поразительном народном искусстве, нравах и обычаях тех народов глубоко запали в душу, сознание  Чингиза, волновали его воображение, будили фантазию, укрепляли неистовое желание познать  искусство этих стран. Так зародилась мечта стать художником.

12263bc65f47 В конце 1920-х годов  семья Ахмаровых переезжает в Карши, а затем в Самарканд. Перед маленьким Чингизим словно распахнулись  врата сказочного города, о котором он мечтал с детства. Учась в Пермском художественном техникуме, все каникулы Чингиз проводит в Самарканде.  Кипучая, неугомонная жизнь,  восточного города, его чайхан, выразительная пластика, монументальная величавость, богатство цветов и орнаментов восточного декора архитектурных сооружений-памятников, широта и многообразие народного искусства, вся жизнь города в целом оказала огромное, если не решающее влияние на Чингиза Ахмарова. Художественное училище научило меня основам искусства, дало путевку в жизнь, но подлинным, основополагающим началом стал для меня Самарканд»,   -   скажет потом Чингиз Ахмаров. Многие годы спустя, когда, будучи уже в расцвете творческих сил, став уже  признанным художником, Чингиз Ахмаров показал свои лучшие произведения  -  эскизы, наброски, путевые зарисовки, карандашные фрагменты своих настенных росписей, книжные иллюстрации и живописные картины на своей персональной выставке  в стенах архитектурного института в Москве, то восхищенные зрители, представители художественной общественности столицы, пораженные высоким и тонким вкусом, безупречностью профессионального мастерства , артистизмом и изысканностью его рисунка,, самобытностью сюжетов и мотивов в его произведениях, неповторимостью колорита   образов , были единодушны в том, что в его творчестве нашли органическое  слияние традиции и, концепции, эстетика и идеалы искусства Востока и Запада.

Это объясняется тем, что Самарканд  оказал решающее влияние  на формирование художника Ахмарова, в котором традиционное переплелось с  новым укладом своими уникальными памятниками зодчества  и народным искусством. Самарканд в 30-е годы ХХ века был одним  из крупных центров новой советской культуры. Самаркандское училище считалось одним из лучших училищ в стране.  .Здесь плодотворно  трудились и сюда стекались будущие одаренные художники не только Ср. Азии. Здесь находилась большая и прославленная кагорта народных мастеров,   большой  и сплоченный коллектив одаренных и активных художников, многие из которых вписали яркие страницы в летопись узб. Советского изобразительного  искусства. Среди них П.Беньков, В. Еремян, Н. Кашина, А. Сиддики, О. Татевосян. И другие.

photo_2020-06-04_21-34-55 Именно в Самарканде, в общении с этими художниками, создавая свои первые значительные произведения,  -  своего рода социальный заказ,  - Чингиз Ахмаров делал свои первые самостоятельные шаги  в творчестве, получал идейно-художественную и гражданскую закалку. ИЗО-фабрика, в которой он работал, выполняла заказы по оформлению революционных праздников, украшению интерьеров настенными росписями общественных зданий, и мн. Другое, что явилось хорошей школой для молодого художника.

В  то время, трудно было найти художника, не увлекающегося монументальными формами из. Ис-ва. Одним из горячих энтузиастов этого направления был Е. Савин. Под его влиянием стал заниматься и Чингиз Ахмаров. По заданию ИЗО – фабрики он создает настенные росписи  для красных чайхан и детских садов.,  которые повествуют о новой жизни и труде колхозников, новых чертах быта, и синтезировали  в себе изобразительно-выразительные средства агитплаката и традиционного архитектурного декора, присущего монументальному зодчеству Средней Азии..

Приехав в Ташкент,  Ч. Ахмаров сближается с Волковым, Н. Караханом, А. Подковыровым и Уралом Тансыкбаевым., -  каждый из которых являлся яркой и неповторимой индивидуальностью. Особенно ему били близки творческие устремления У. Тансыкбаева  -    «главы узбекистанских колористов». «На меня произвели большое впечатление произведения Урала Тансыкбаева,, - вспоминает Ч. Ахмаров,  -  яркое воплощение его темперамента и профессионального мастерства. Они воспринимались как симфония.».

37359a8683a58108bbbf860d8880d85a В 1935г. Ч. Ахмаров становится студентом Московского художественного института, а затем там же заканчивает аспирантуру. Занятия у таких выдающихся педагогов, мастеров советского искусства, как И. Грабаря,  В. Фаворского, Н. Чернышева, Л. Бруни,  ученика Репина  -  Ф. Шемякина,  ярких, являвших собой живое воплощение органической связи прогрессивного русского  искусства с новым советским искусством, ставшие для Ахмарова  подлинным   примером беззаветной преданности искусству,  его высоким идеалам,  примером подлинного художника-гражданина. Блестящий знаток истории искусства И. Грабарь привил Ахмарову любовь к великим мастерам эпохи Возрождения  -  Рафаэлю, Микеланджело, Веронези, а талантливый монументалист Н. Чернышев -  к творчеству  выдающихся художников Древней Руси  -  иконописцам Феофану Греку, Дионисию, Рублеву, к творческому использованию  традиций национального художественного наследия в их органическом сплаве с опытом  современного  Искусства. Секреты мастерства художника - монументалиста открыл для Ахмарова Л. Бруни.

Почти за полвека Ч. Ахмаровым созданы сотни, тысячи графических произведений  -  иллюстраций к книгам, в которых отразились впечатления его многочисленных поездок в Индию и Индонезию, Турцию и АРЕ, Йемен и Ливан, Афганистан и Ирак, десятки портретов и тематических полотен, эскизов декораций к спектаклям, кинофильмам, и целый ряд настенных росписей для интерьеров общественных зданий   в Республике и за её пределами. Но нам никогда не удастся до конца  понять   всех его творческих устремлений, его замыслов и путей их воплощения.

Борьба добра и зла, света и мрака, пронизанная философским содержанием   -  вот лейтмотив всего творчества этого выдающегося мастера кисти. Эта тема всегда находит неповторимое, конкретное и зримое воплощение в том или ином  произведении художника, в образах  героев, созданных им.

 Им созданы:

«Кашмирская  песня», Ш. Рашидова не историческая драма, а высокоромантическая поэма на основе сказа, фольклора, песня о могучей всепобеждающей любви  двух сердец в борьбе со злом и коварством, о неисчерпаемой созидательной силы человека и природы; 

Роспись в банкетном зале  ресторана-чайханы «Юлдуз»  г. Самарканда, стенная роспись в фойе Института Востоковедения им. Беруни в Ташкенте, где хранится крупнейшая коллекция рукописей, вобравших в себя бесценную сокровищницу, дошедшую до наших дней,  всей  культуры  народов Востока.. Многочисленные станковые картины  -  портреты поэтов (Зульфии), писателей, художников(Р. Тимурова), актеров (А.Хидоятова), балерины  (Майи Плисецкой)   -   людей близких ему по духу.

Одной из последних росписей Ч. Ахмарова «Согдийская свадьба» решена в тонах тепло-золотистого и светло-оранжевого цвета. Эта роспись словно драгоценная прозрачная шелковая ткань, именно как ткань, колеблемая, и переливаемая от  малейшего дуновения воздуха, этот цвет звучит то сильнее, то слабее, местами заглушается размывами аметистового,, белого, синего, цвета  слоновой кости…

Но творчество этого выдающегося художника   узбекского и татарского народа не всегда принималось всеми безоговорочно и понималось однозначно. Начиная с его первой фрески в  театре оперы и балета им. Алишера Навои,  его произведения  вызывали  всякий раз  горячие споры и  обсуждения. Одних   -  его работы восхищают и покоряют, другие их не приемлют. Художника часто обвиняли в однообразии образов, в повторении уже ранее найденных решений. Его искусство называли «мела и синьки» Так воспринимались его идеалы красоты человека,  возвышенно-романтический дух его героев, излюбленный круг идей, сюжетов,  что свойственно только большим художникам,  имеющим только им присущие особенности  индивидуального видения мира, его идейно-образную интерпретацию. По этому поводу Ч. Ахмаров говорил :  «Я никогда не ставил и не ставлю  задачу  создавать свои произведения под миниатюру. Я всей душой люблю и изучаю  произведения выдающихся миниатюристов,  создавших непревзойденную  художественную школу. Искусство миниатюры восхищает меня  жизненностью изображаемых событий,  людей, красоты природы,  удивительной гармонией цвета, искренностью чувств  художников. Оно для меня  -  неисчерпаемое сокровище,  требующее непрерывного изучения, пример,  постоянно зовущий к недосягаемым высотам искусства.  Это моё вдохновение, моя школа.  Искусство миниатюры для меня равнозначно  искусству   великих  итальянских  мастеров Джотто и Мазаччио.»

В этих словах художника  заключается вся его идейно-художественная концепция,  направление всех  его творческих устремлений, смысл  всех  достигнутых побед на этом  сложном  и тернистом пути к большому, подлинному искусству, дающему человеку настоящую эстетическую радость и вдохновение.

В Узбекистане наиболее заметные коллекции работ Ч.Ахмарова хранятся в музеях и фондах (Самарканд, Ташкент, Бухара), в фондах Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана (38 станковых картин), Государственном музее искусств Узбекистана (около 17 картин в технике холст, темпера), Музее прикладного искусства Узбекистана (4 панно и два комплекта фарфоровых блюд), Музее литературы им.А.Навои (22 работы – из них 21 картины и в технике темперы и картона и 1 керамическое панно в соавторстве с А.Шаймурадовым и две настенные росписи), Государственном музее-заповеднике Самарканда – 20 произведений. Из зарубежных коллекций (в основном Россия) произведений мастера следует упомянуть наиболее значительную коллекцию работ Ч.Ахмарова из Фонда Марджани, где хранятся 157 картин и рисунков художника. Наиболее содержательными и количественно богатыми можно считать частные коллекции произведений Ч.Ахмарова в Ташкенте, собственниками которых являются очень близкие для художника его ученики - Садык Рахманов, Джавлон Умарбеков и его названная внучка, художница Шахноз Абдуллаева. Один портрет девушки в технике акварели, зафиксированный Чингиз Ахмаровым  с Шахноз Абдуллаевой и Садыком Рахмановым в мастерской художника. Ташкент. Конец 1980-х гг.

Причем, список владельцев его картин с каждым днем расширяется и  не исключено, что  и в последующем обнаружатся еще счастливые владельцы бесценных картин и рисунков маэстро.    Из зарубежных коллекций (в основном Россия) произведений мастера следует упомянуть наиболее значительную коллекцию.  Большие собраниях работ Ч.Ахмарова, хранятся  в музеях и некоторых частных собраниях  по всему миру, они  обнаружены у художников или знакомых мастера… Так, благодаря целенаправленным опросам (они велись у художников, учеников и близко знавших Ч.Ахмарова людей), а иногда  по случаю или везению, были зафиксированы на фото и проаннотированы свыше 300 работ Ч.Ахмарова в частных коллекциях Ташкента. В итоге в первой половине 2017 года были засняты на фото  работы Чингиза Ахмарова, хранящиеся в Ташкенте в собственности  друзей-художников, учеников;  это станковые картины в технике темпера, бумага, картон, на    дочечках для нарезания продуктов, фарфоровых и керамических блюдах…

РАЪНО КАРИМОВА