« Назад

Культура мира 27.02.2020 15:30

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ МАСТЕРА КИСТИ

 Известный узбекский художник Рахим Ахмедов пришел в искусство в начале 1950-х годов. По мнению известного искусствоведа М. Мюнца, «человек своего времени, воспитанник русской художественной школы, живописец Р. Ахмедов – подлинно национальный художник, раскрывающий в своем творчестве черты своего народа».

Биография и творческая судьба Рахима Ахмедова (1929–2008) начиналась непросто. Оставшись сиротой, он сам пришел в детски дом, где воспитывался в атмосфере доброжелательности, там же сформировались характер и мировоззрение, стало ясно каково его призвание. Занятия в кружке по рисованию, которым руководил Хикмат Рахманов, выявили творческую одаренность мальчика. В 1937–1941 годах он учится у живописцев Б. Хамдами, П. П. Бенькова, Н. Г. Карахана в Ташкентском художественном училище (ныне Республиканский художественный колледж), которые оказали на творческое сознание мальчика самое непосредственное влияние. Эти мастера были зрелые, с ярко выраженной индивидуальностью, и передали будущему художнику свои знания, опыт, многие практические навыки. Но Рахим Ахмедов сам обладал индивидуальным чутьем и виденьем. Он не стал подражателем, а развивал собственные творческие методы и нашел свой путь в искусстве. С самого начала он сохранял внутреннюю независимость, шел своим путем в художественном постижении мира, доверял только самому себе. Внимательно усваивая плэнерные уроки живописи П. Бенькова, Рахим Ахмедов в 1947 году без особого труда поступил в учебные классы Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. «Р. Ахмедова выгодно отличало от других студентов его серьезное, глубокое отношение к самостоятельной практической работе в летние месяцы. Привозимые им летние этюды, рисунки, композиционные замыслы всегда были правдивы», написал его преподаватель в институте А. А. Мыльников.

Позже Ахмедов – профессор, преподаватель и руководитель мастерской Академии художеств – в беседах уже со своими студентами с благодарностью вспоминает о своих ленинградских преподавателях А. А. Мыльникове, Ю. М. Непринцеве, В. М. Орешникове, которые учили его не только профессиональному мастерству, но и воспитали в нем художественный вкус… Наряду с другими студентами он многие часы проводил в залах Эрмитажа и Русского музея, изучая шедевры мирового искусства, произведения старых мастеров живописи. Неукротимый интерес к наследию передвижников оказал существенное влияние на характер идейно-образного мышления Ахмедова не только в молодые годы, но опосредованно и много позже. Вместе с тем он избегал повторения уже готовых художественных систем, сохраняя, как он говорил, «строгое следование принципам реализма».

В 1950-е годы, когда работы никому неизвестного выпускника вуза Р. Ахмедова появились на выставках, в расцвете зрелого таланта и мастерства трудились художники старшего поколения Узбекистана У. Т. Тансыкбаев, В. И. Уфимцев, Н. В. Кашина,
Н. Г. Карахан и другие.

Ранние работы Ахмедова «Студентка» (1958 г.), «Портрет узбечки» (1958 г.), «Пастушка» (1956 г.), «Портрет девочки» (1955 г.) и другие были очень разнообразны по качеству, исполнению, глубине и характеру замысла, отношению художника к натуре. В портретах матери-героини (1949 г.), Героя Советского Союза Г. Каримова (1951 г.), дипломной работе «Народный певец» (1953 г.), а также в более поздних портретах тружеников села еще отчетливо ощущается ученическая зависимость от натуры, известная «постановочность» композиции. В те годы художник работает не просто много, но настойчиво и целенаправленно развивает свои творческие способности, в первую очередь живописные.

Жанр портрета привлек Рахима Ахмедова в самом начале его творческого пути. Внешним поводом для этого были частые выезды группы художников в хлопководческие районы с целью создания портретной галереи работников сельского хозяйства. Конкретность задачи обусловило их специфику. Несмотря на явное стремление подойти к каждому образу индивидуально, в художественной трактовке отдельного персонажа Р. Ахмедов остается в пределах добросовестно визуального воспроизведения натуры. Такой метод работы не всегда удовлетворял молодого живописца. Известная инертность живописного и композиционного решения, стала его тревожить. Множество этюдов, написанных свежо, порывисто, сочно, свидетельствуют о том, что Ахмедов ищет пути к обогащению живописно-пластического языка и образного содержания своих произведений. Непосредственное общение с людьми, которых он рисует, откровенные доверительные беседы с портретируемыми рождают стремление раскрыть образ неоднозначно, а в окружающей среде.

В тот период он создает серию портретов: «Портрет брата» (1959 г.), «Девушка из Сурхандарьи» (1959 г.), «Женщина из Кашкадарьи» (1959 г.), «Механизатор» (1960 г.), «Женщины из Ферганы», «За вышиванием» и другие.

 В детских портретах «Подруги» (1955 г.), «Пастушка» (1956 г.), «Сестры» (1958 г.) Р. Ахмедов вплотную подошел к проблемам пленэрной живописи. В них художник яркими солнечными красками передал все богатство природных цветов Узбекистана – родины художника.

Богатство природы и характер самого быта обусловили приверженность художника и к другому живописному жанру – натюрморту. Натюрморт – это излюбленный жанр многих поколений узбекских живописцев. Первые натюрморты Ахмедова традиционны.

Художник не стремится найти изысканные, импозантные предметы и создает композицию из того, что под рукой. И все же первые его натюрморты обратили на себя внимание. Они не уступали работам признанных мастеров этого жанра – Н. В. Кашиной, О. К Татевосяна, В. И. Уфимцева, М. И. Кузина.

Представления о пленэрной живописи у Рахима Ахмедова было и в годы учебы в училище, но интерес к ней возник, когда появилась необходимость более глубокого познания колористического и пластического богатства мира. Художник пришел к мысли, что трепетная подвижность пленэрной живописи способствует передаче тонких оттенков душевного состояния человека. Пленэрная живопись помогла передать идейное и эмоциональное содержание образа в картине «Материнское раздумье» (1956 г.). Ахмедов написал портрет женщины, сидящей под сенью старого дерева в озаренном полуденным солнцем дворике. Его глубоко взволновала судьба одинокой старой женщины, тихо, со скорбным достоинством пережившей гибель на войне своих двух сыновей и мужа.

К числу пленэрной живописи относятся и «Полевые цветы», «Узбекский дворик», а также одно из лучших произведений зрелого Ахмедова – «Портрет умирающего брата».

Он работал много и неустанно. Путешествуя по югу республики, сближаясь с традициями художественно-культурного наследия прошлого, он пишет серию портретов этнографического характера: «Девушка из Каракалпакии» (1963 г.), «Женский портрет» (1972 г.), «Каракалпачка» (1963 г.) и другие. Образный строй далек от архаизирующей идеализации «загадочной» женщины Востока. Уверенная осанка, свободный, непринужденный жест, выражение лица, прямо направленный на зрителя, без тени манерной застенчивости говорят, что перед нами героини современной художнику жизни. Объектом внимания художника становятся духовное богатство, цельность и значительность характеров портретируемых. Древняя традиция образа узбекской женщины получила новую, остросовременную интерпретацию: исконно национальные черты характера сочетались с современными, рожденными новыми условиями жизни.

Этот художник в целом прожил большую, насыщенную жизнь, был отмечен многими почетными званиями и наградами.

Рано КАРИМОВА