« Назад

Изобразительное искусство 28.08.2020 13:39

НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ И НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ В ЖИЗНИ… ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА ТИОРА

Любовь Ивановна Тиора  -  художница из редкого сегодня круга  творцов романтического символизма с обязательными элементами классического сюрреализма.

photo_2020-08-28_13-42-49 Романтический символизм зародился в среде среднеазиатских художников в  самом начале прошлого столетия.  Но время коренных переустройств общества сменило этот стиль на разнообразные течения соцреализма, которые сегодня ярко  присутствуют в живописи Узбекистана. Только вот из очень немногих художников Республики Любовь Тиора  переосмысливает духовные ценности  всего культурного наследия, накопленного на протяжении веков и заново возрождает это направление в отечественной живописи.

«В подходе к синтезу идей, художественных форм, лежит такое понятие как эксперимент, дающее раскрепощение внутренней энергии. Мир бесконечно инсталлирует новые формы существования и развития, человек и общество также. Чистота мысли, силуэты мыслей обнаруживают взволнованное сознание. Эмоции в сравнении усиливают отношение к тайне  мира о  человеке, открывается приятная истина,  как глубокая пульсация сознания, дающего импульс творческому выражению. Живопись,  как философское сочинение, художественное фото, как драматическое повествование, графические структуры  - как пространство сценического действия  всей картины жизни эпохи и человека» (Любовь Тиора).

Родилась Любовь Тиора в Ташкенте 9 мая 1968г. С ранних лет  очень  тонко воспринимая окружающий мир, незатейливо   пыталась  отобразить его в своих первых ярких рисунках. Первым, кто развил и правильно направил творческое дарование юной художницы, был художник-живописец Яков Львович Фурмгарц, известный художник живописи и рисунка  в изостудии Дворца Культуры Текстильщиков, города Ташкента. В 1988г. Любовь Тиора поступает в Республиканское Художественное училище им. Павла Бенькова (ныне Респ. Худож. Коллледж им. Бенькова), после окончания которого, в 1992г, активно работает в различных сферах творческой деятельности: Преподавание в школе, ювелир-дизайнер драгоценных камней, художник-постановщик в театральной студии «Колесо», и передачи на телевидении  поглощали почти все ее время. Особенно интересно, с творческим  подходом, она работала над иллюстрациями и комментариями к книге «Авесто», изданным книжным издательством «Узбекистон».

«ЭКСПИРЕАЛ». Под таким названием состоялось открытие юбилейной  персональной  выставки   накануне нового 2020г. Что это  за новое направление, или стиль в искусстве, которое с таким энтузиазмом разрабатывает Любовь Ивановна?

- Это  Эксперимент  духа в реальности. Экспиреал происходит от слов Эксперимент(ОПЫТ) + Спирит(Дух) + Реалити(Реальность).  Художники  - экспиреалисты, входя  в состояние творческого контакта с нравственно-духовной сферой Сверхсознательного,  подчеркивают и реализуют силу Интуиции из Сверхсознательной области мозга в момент озарения, что «под силу каждому человеку».   Но не все об этом догадываются, и  тем более  знают…

Ведомые высокими  духовными идеалами, Художники – экспиреалисты, каждый на своем уровне, обращаясь  к тематике сюжетов, проявляют это(СВЕРХСОЗНАНИЕ) в своих картинах… Вот и Любовь Ивановна, занимаясь этим на протяжении  последних десятилетий, отражает на своих холстах многие научные теории, легенды и предания, дошедшие до нас, но существовавших  ранее,  в   доисторических цивилизациях и культурах  народов нашей планеты, в  мифологических героях-(образах) вероисповеданий  народов мира.  Образ-символ - всегда был основой творчества символистов, многозначное иносказательное выражение скрытого смысла произведения. Смысл этот, как правило, заключается в  отражении неких мистических, таинственных сил, якобы правящих миром, смутных и недостижимых идеалов.

Произведения  ЛЮБОВЬ Ивановны – это целая, если не вся, эпоха духовных  ценностей, накопленных   человечеством за  всю историю  существования человека на земле. «Это воплощение  творческого интеллекта, как бы рвущегося за рамки уготованного ему судьбой  хронологического отрезка времени, преодолевающего противоречия между конечностью отдельного человека и всего человечества в целом с одной стороны, и бесконечностью разума, как атрибута космической материи  -  с другой. В своем творчестве художница использует уникальную тему  - тему Идеального мироустройства, основанную на лучших  гуманистических  идеях, взглядах, и свободолюбивых порывах   известных   умов,  как Али ибн Сина, Аль Фараби, Платон, ибн Рушд, Кампанелла  и др.  мыслителей прошлого. Например, в картине «Познавший плоды Древа жизни» буквально олицетворены в  красках   вся Вселенная,  заселенная не эпическими героями, а великими учителями человечества. В разных этносах это дерево выглядит по-разному, но в данном контексте, «Древо жизни»  -  это полюс мирового знания, философско-образное понятие и объединяющая постоянная формирования гармоничного устройства жизни. Продолжая эту тему Любовь Тиора  пишет картины «Хранители огня предков», «Предчувствие рождения нового Солнца», «Ангелы Древнего мира» в сине-голубой гамме с отсветами розового цвета, передающие ирреальность (нереальность) внешнего мира, в котором ангелы сохраняют и берегут  наше  спокойствие». (Это  «Цивилизованное древо Жизни»). Сюжеты  полотен «Соединение миров тонких», «Он возвращает надежду», «Здесь камни превращаются в храмы», «Гимн светилам», «И в тебе будущее», «Основы Мира-Здания», «Живой источник» повествует зрителям и всем ценителям  искусства о глобальной толерантности,  межнациональном уважение и доверии и  возможности культурного диалога. А огромное  полотно «Жемчужины единого пути», на котором изображены лучшие здания и храмы, возведенные в разные времена истории, эстетически объединяют государства в единое целое. Её образы в картинах (Древо мира, Гора Мира, Книга Мира, Камень мира, Душа мира, Древо жизни и др.)  -  всеобщие Архетипы всех народов планеты находясь в единой экспозиции, показывают возможность такого единства, единства всех культур на универсальной нравственной основе (платформе). Серию исторических и концептуальных картин завершают картины, в сюжетах которых отражаются образы и ощущения  сегодняшнего дня. Таковы «Кардиограмма ночного города», «Молчание воина», «Грезы моего сердца», «О чем думают корни», «Провозвестник Души Единой», «Город-Зеркало», а также «Золотое путешествие в Эльдорадо» - это по сути  «слово»   об  общечеловеческой духовности и связующих ценностях  наших далеких  предков с сегодняшними реалиями и общественным миропорядком. Возможно, это попытка показать нам пути и тропинки, ведущие к построению идеального «Великого мира», где жизнь людей будет наполнена  гармонией, духовным совершенством, чистотой и благородством.

Творчеству Любовь Ивановны Тиора присущи:   особый художественный язык, который не прост, не бесхитростен;  за замысловатостью, несдержанностью, которого кроется дар художника снимать завесу обыденного и поэтически, глубоко и вдохновенно раскрывать красоту окружающего мира.  Это дар  изменяет  и почерк художника, становящийся со временем более твердым, смелым, экспрессивным, который свойственен людям зрелым, с сильным, давно сложившимся характером. Четкость линейного контура, стремительный набег линий и цветовых сочетаний, способного выразить сложный символический смысл чувств, эмоций, ощущений… натуры ищущей, пытливой. Технические приёмы  -   самые разнообразные! Любовь Тиора - это  художник  нового времени.  Её полотна - это откровение собственного видения гармоничного мироустройства,  сути и  смысла (в созданных ею образах) существования человечества в нём… Это  философия, собранная в сгусток разумной воли, раскрывающая и  объединяющая всё живое, способное  мыслить и чувствовать… А нам самим предстоит задуматься и понять, что есть Истина!

Все картины  Любови Тиора находятся в частных  коллекциях и музеях Узбекистана, России, Японии, Казахстана, США, Великобритании, Чехословакии и др. стран, а также приобретены различными государственными и межведомственными  организациями.

АВТОБИОГРАФИЯ

 С 1999 г. -  является членом Академии Художеств Узбекистана. С 1993 г. по настоящее время занимается преподаванием рисунка, живописи, композиции  начинающим художникам в своей авторско-творческой студии-мастерской «TIORA»., созданной в 2001г.. С 1997 г. – 98 г. - период подготовки творческих выставок. В 1999г. – участвовала в Респ. Выставке скульптуры и графики в ЦВЗ АХРУз, в 2000г. -  участие в выставке  «EXPO-2000» в Ганновере(Германия), в 2000 г. – принимала участие в перс. Выставке живописи и графики «TIORA»   в Академическом Русском Драматическом театре Узбекистана, в 2001 г. - выставка «Ювелирия - Азия»  - Международный фестиваль «Азия-ХХI»(художник-дизайнер), в 2001г. – выставка-аукцион в Корейском культурном центре., в 2001г. – выставка - перфоманс в Корейском культурном центре  под назв. «Импульс-каллиграфия», участие в выставке «Центр современного искусства», участие в выставке «130 лет Ташкентской и Среднеазиатской Епархии», в 2002 г. -  Республиканский конкурс «12 ворот Ташкента», на котором она представляла свой концептуальный проект «Кольцо Вечности», в 2002 г. -  принимала участие в создании  ННО «ТИРАКУЛ» (Творческие Инициативы  Общества Развития Культуры, Общества генераторов  концептуальных идей и проектов), с 2002 г. – член Творческого объединения Академии Художеств Узбекистана, с 2002 г. – член Международного Союза Дизайнеров, в 2002г. -  участник Республиканской молодежной выставки «Ступени в Золотой век «(живопись, графика, инсталляция, поэтические откровения) и мн.др.

Рано Каримова

Ниже приведены некоторые работы Любови Тиора

photo_2020-08-28_13-42-55