« Назад

Архитектура 08.07.2020 14:56

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ЭПОХИ ТЕМУРИДОВ

Термин «искусство эпохи Темуридов» широко вошёл в научную и популярную литературу так как определяет территориальные хронологические границы для художественной культуры в пределах владений великой династии, охватывая территорию Центральной Азии, Афганистана и Ирана в последней четверти XIV-XV веков. Это было время грандиозных геополитических перемен, расцвета интеллектуальной жизни и духовных исканий, взаимодействия и взаимообогащения традиций разных народов, их диалога, и конечно же, возведения величественных архитектурных шедевров.  

photo_2020-07-08_14-58-34 Годы правления Амира Темура были с одной стороны, этапом закономерного совершенствования предшествующего строительно-оформительского опыта, с другой – временем значительных новаторств в архитектуре и ее декоре. Гигантские размеры зданий потребовали нестандартных принципов их оформления, способных создать единый, гармоничный образ. Архитектурный декор этого периода демонстрирует динамичный поиск и внедрение все новых, поражающих воображение, возможностей и стилей, появление новых техник. 

Характерные черты строительной практики этого времени – торжественная монументальность зданий, бросающаяся в глаза роскошь декоративного убранства, призванная выразить весь пафос и судьбоносность времени, величие государственных свершений. Особое внимание правитель уделял высоте строений, как выражению мощи созданной им империи. Современник Амира Темура арабский историограф и писатель Ахмед ибн Мухаммед ибн-Арабшах, пишет о формировании «нового стиля», отличавшегося масштабами зданий и использованием новых типов облицовок. 

Абу Зейд Абдурахман ибн Мухаммад аль-Хадрами, более известный  как ибн Халдун (1332-1406), арабский мусульманский философ, историк, социальный мыслитель в своем произведении «Муккадима» отмечал, что «сила династий поднимает большие здания, и их размер пропорционален силе династий». Масштабность зданий была одним из показателей позиционирования Амира Темура статуса своего государства. Наряду с размерами, особое внимание уделялось оформлению фасадов и интерьеров. Закономерным отражением активизации строительства стал расцвет архитектурного декора, выработка новаторских приемов и технологий стенного оформления. Амир Темур стремился к тому, чтобы его города поражали воображение всего мира. Для возведения и украшения зданий использовались передовой опыт и лучшие творческие силы постоянно растущей империи: «никогда еще на Среднем Востоке изразцовый декор не достигал такого совершенства, и никогда еще приемы и стиль орнаментальных росписей интерьеров не получали столь разнообразного воплощения». 

photo_2020-07-08_14-58-30 В этот период в столице империи Темура – Самарканде, а также Шахрисабзе, Бухаре, Туркестане, Герате, Ташкенте и в некоторых других крупных городах и окрестностях осуществлялось строительство грандиозных сооружений. Монументальные порталы, необычайно высокие минареты и купола по праву производили ошеломляющее впечатление. Облицовочный кирпич с глазурованной цветной поверхностью, майоликовая орнаментальная плитка, изразцовая мозаика сплошным ковром покрывают поверхность стен, куполов, сводов и других частей зданий. Ещё одна узнаваемая черта темуридской архитектуры – это небесно-голубые купола, многоцветная роспись, резные деревянные двери и гипсовые детали, которые украшают интерьеры. 

Наряду с архитектурной керамикой, стены зданий украшались росписями, как орнаментальными, так и сюжетными; этот вид декора применялся преимущественно в интерьерах. Изящные растительные и геометрические построения, изобразительные мотивы в сочетании с узорными фаянсовыми облицовками создавали гармоничную, стилистически единую среду. Как и архитектурная керамика, роспись была разнообразна по технике и видам – плоскостная и рельефная, орнаментальная и сюжетная. На протяжении XV в. она претерпевала определенные изменения, связанные с эволюцией конструкций зданий, стиля и цветовой палитры. Классикой имперского стиля становится также сочетание синего с золотом – в последующем с ним будет связываться представление об элитарной, изысканной роскоши, которая найдет свое воплощение в дворцовых интерьерах и коврах многих стран Востока и Запада. 

В целом эпоха Амира Темура и Темуридов стала временем необычайно динамичного развития градостроительства, архитектуры и архитектурного декора. Наследуя достижения предшествующего времени, она не только внесла много нового в искусство украшения зданий, но и оказала огромное влияние на последующее развитие архитектурно-художественных идей во всех странах мусульманского мира.  

В Государственном музее истории Темуридов хранятся уникальные фрагменты архитектурного декора эпохи Амира Темура и Темуридов, а также продолжается фотовыставка К.Хикматуллаевой «Художественное оформление и архитектура в эпоху Темуридов». На выставке крупным планом показаны более 20 фотографий экстерьеров и интерьеров архитектурных памятников, таких как,  дворец Ак-сарай, комплекс Дор-ус Саодат, мечеть Кук Гумбаз, мавзолей Зангиата, мавзолей Ширин-бека, мавзолей Туман-ака и двхкупольный мавзолей и другие. Здесь можно будет наглядно посмотреть выразительные виды оформления лучших творческих сил эпохи.  

Прогресс  строительных технологий, внедрение новых видов облицовочных материалов, появление рельефной росписи с использованием папье-маше, ганчевой массы и позолоты, возрождение монументальной живописи – все эти черты демонстрируют яркие достижения архитектуры  темуридской эпохи. И сегодня великолепные в своем убранстве здания того времени, сохранившие насыщенную полихромию изразцов, являют собой одну из ярких страниц мировой художественной культуры. Сохранение этого уникального наследия – одна из важнейших задач современности. 

Д. АЗИЗОВА,
заведующая отделом «Экскурсий» Государственного музея истории Темуридов АН РУз