« Назад

Экономика 13.09.2020 13:02

Недра – народное богатство

Или о том, как увеличить налоговые поступления в бюджет с помощью IT-технологий

Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми. Природа щедро наделила нашу землю всеми элементами периодической таблицы Менделеева. По добыче некоторых драгоценных металлов и видов сырья Узбекистан – в числе ведущих стран мира.

Вместе с тем в настоящее время, когда происходят глубокие реформы в экономике и активно внедряются информационные технологии, актуальной задачей является, с одной стороны, рациональное использование недр без ущерба природно-климатическому равновесию, с другой – использование их во благо экономического прогресса страны, увеличения доходов бюджета государства и обеспечения на этой основе роста благосостояния народа.  

Ибо издревле наши великие предки много пролили крови для сохранения родной земли в наследство для будущих поколений – для нас, ныне живущих. И это наследие принадлежит Республике Узбекистан – это общее богатство всех граждан страны.

Согласно Конституции нашей страны, земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством (ст. 55). Данная норма закреплена и в Законе “О недрах” (ст. 4).

Следует отметить, что данная конституционная норма на практике реализуется и служит общенародным интересам. Проявляется это, в частности, в том, что уже многие годы налог на недра является одним из самых крупных и основных источников доходов бюджета нашей страны.

Согласно опубликованному обзору доходов Государственного бюджета за I полугодие 2020 года (https://www.mf.uz/media/file/tax/1polug_2020_daromad_sharxi/ru.pdf) налог на недра в составе бюджета страны составил 7,6 трлн. сумов, что равно 13 процентам совокупных доходов бюджета. Следует отметить, что даже такая солидная сравнительная цифра, показывающая удельный вес одного только вида налога, не полностью характеризует масштаб значимости вопроса.

Дело в том, что предприятия, основная деятельность которых связана с использованием недр и соответственно являющиеся плательщиками налога на недра, кроме данного налога являются также плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), подоходного налога по зарплате своих работников и других налогов. Многие из этих предприятий относятся к категории крупных налогоплательщиков.

За последние 3-4 года в нашей стране ускоренно развивается строительная сфера – один из драйверов всей экономики в целом. Соответственно в несколько раз вырос спрос на строительные материалы, производство которых связано с использованием богатств недр нашей земли.

Возьмем, к примеру, один из видов нерудного сырья, являющегося объектом налога на недра – песчано-гравийную смесь. Это добываемое из недр сырье само есть важный строительный материал и одновременно является основным компонентом таких широко применяемых основных строительных материалов как щебень, клинец.

Зададимся вопросом: каково состояние решения вопроса поступлений в бюджет от процесса добычи данной необходимой нерудной продукции,  используемой в больших объемах в бурно развивающейся в нашей стране строительной отрасли?

В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками налога за пользование недрами признаются недропользователи, добывающие полезные ископаемые из недр, извлекающие полезные компоненты из минерального сырья и (или) техногенных минеральных образований (ст. 449).

На наш взгляд, несмотря на то, что налог на недра относится к видам налогов с наибольшим удельным весом в доходах государственного бюджета, нельзя сказать, что вопрос своевременной и полной уплаты данного налога в настоящее время решен удовлетворительно. Добросовестное исполнение своих налоговых обязательств всеми недропользователями – актуальная задача.

В настоящее время в нашей стране объявлена борьба с теневой экономикой. Президент страны Шавкат Мирзиёев на совещании 27 июля нынешнего года, посвященном обсуждению проводимой работы по сокращению теневой экономики, в числе отраслей с высоким уровнем неофициальной занятости назвал и сферу строительства. Данная отрасль неразрывно связана со сферой производства строительных материалов, а значит с деятельностью по использованию недр – основного источника сырья для производства стройматериалов.

В постановлении Кабинета Министров “О мерах по снижению доли «Теневой экономики» в Республике Узбекистан” от 20.06.2020 года широкое внедрение в сферы и отрасли экономики цифровых технологий и маркировки определены в качестве приоритетных направлений борьбы с нелегальной экономикой.

Исходя из поставленных Президентом и правительством страны задач вытекает необходимость внедрения IT-информационных технологий в решении вопроса налогообложения использования недр.

Внедрение налогового контроля на основе данных технологий при добыче и производстве строительных материалов на каждом природном объекте, территории, карьере (далее – карьер) предполагает осуществление 4-х групп мероприятий.

Во-первых, работы по видеосъемке карьера: с использованием специальной IT-программы и дронов производится видеосъемка и изучение границ и территории карьера. При этом определяется и оценивается объем полезных ископаемых, их расположение (залегание), принадлежность, границы и другие факторы. Накопленная информация загружается в “базу данных” для хранения и последующего мониторинга.

Во-вторых, постоянное наблюдение входа-выхода и производственного процесса в карьере. При этом берутся на контроль границы территории карьера и устанавливаются технологические контрольные камеры. На основе специальной программы информация о вывозимой из территории карьера продукции загружается в камеры и отправляется в Базу данных.

В-третьих, анализ информации Базы данных: формирование “налоговой информации”, включающей в себя данные о принадлежности вывозимой продукции, о том, кому она отгружена, госномерах и принадлежности транспортных средств, в которые загружена продукция, наименовании, объеме, стоимости (сумме) продукции и сумм соответствующих косвенных налогов в разрезе предприятий, видов продукции.

В-четвертых, администрирование налога: передача “налоговой информации” через соответствующие средства связи в территориальные органы государственной налоговой службы для проведения контрольных действий в установленной порядке. Органы государственной налоговой службы на основе полученных данных принимают меры по обеспечению своевременной уплаты в бюджет соответствующих налогов.

Внедрение предлагаемой системы может быть обеспечено только совместными действиями представителей нескольких сфер. Целесообразно, чтобы специалисты соответствующих ответственных государственных органов – сферы информационных технологий, стоительства, экологии и охраны окружающей среды, геологии и минеральных ресурсов совместно со специалистами органов государственной налоговой службы обеспечили разработку специальной IT–программы, внедрение, установку, наладку и обслуживание соответствующих технических и технологических средств по контролю использования и разработки карьеров.

В качестве предложения по решению вышеизложенной проблемы, исходя из собственного опыта работы с предприятиями, использующими недра, ниже приводим план-схему проведения работ по контролю налоговых поступлений с карьера Самаркандской области.

Контроль и интерес местных органов. Следует также отметить, что согласно Закону “О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год” (статья 19) налог за пользование недрами по строительным материалам, кроме цементного сырья и известняка для производства цемента, является источником доходов местного бюджета. Соответственно в обеспечении своевременной и полной уплаты данного налога непосредственно заинтересованы местные хокимияты. Исходя из этого целесообразно, чтобы установление контроля границ территории, должная охрана пунктов входа-выхода карьеров строительных материалов были в компетенции местных хокимиятов.

Вышеизложенное предложение, на наш взгляд, полностью соответствует содержанию широкомасштабных мер, осуществляемых в нашей стране в текущем году, объявленном «Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики».

Программа “IT-контроль каръера” наряду со ставшими уже реальностью такими атрибутами как “электронная счет-фактура”, “онлайн кассовый аппарат”, «единая национальная система труда» (электронные трудовые книжки) должна стать необходимой мерой по развитию цифровой экономики.

Цифровизация налогового контроля использования недр, нанося достойный удар «теневой экономике», обеспечивая рациональное использование народного достояния – природных богатств, способствуя увеличению поступлений в бюджет, развитию добросовестного, легального бизнеса, в конечном счете, будет служить экономическому прогрессу страны и росту благосостояния народа.

Алишер Турдуматов,
руководитель Ташкентского филиала АК "HIMOYA AUDIT"